aif.ru counter
Мария Иванова 9 39195

Хамство, обман и тараканы. Бывшая официантка – об ужасах общепита

Все материалы сюжета Испытано на себе: сфера услуг

Уютная атмосфера современного кафе настраивает на приятный отдых. Однако, внутренняя «кухня» может быть далека от идеала.

Мария Иванова (по просьбе героини её имя изменено - прим. ред.) рассказала о своём опыте работы официанткой. Конечно, эту субъективную оценку нельзя распространять на любое заведение. Однако информация о возможных  минусах может оказаться полезной.

Успеть за 60 минут

Правду говорят, пока не побываешь на месте кого-то другого, не поймешь, как ему живётся. Так, поработав официанткой в одном кафе, я узнала грустные факты о деятельности общепита. Но, прежде расскажу о том, насколько в действительности тяжёл труд официантов.

Рабочая смена начиналась в 11 утра. Не спешите гневаться, ведь заканчивалась она далеко за полночь, как говорится, работали мы «до последнего клиента». Поскольку кафе было небольшим – всего 40 посадочных мест, зал я обслуживала одна. Для кого-то 13 часов на ногах и часто без перерыва на обед может и в удовольствие, но для меня лично это было тяжело. Хозяин активно экономил на зарплате обслуживающего персонала и полагал, что надо просто быть расторопнее.

Итак, в течение часа (ведь открытие в полдень), я должна была успеть:

  • Почистить от пыли диваны и отодвинуть их от стен, чтобы уборщица, она же мойщица посуды, могла помыть пол. Диванов было 6. После уборки поставить их на место.
  • Протереть столы, стулья и подоконники, ликвидировать все пятна.
  • Почистить солонки и перечницы, подставки под салфетки.
  • Подготовить 150 пар приборов, обернуть их в бумажные салфетки особым образом. Почему 150, если посадочных мест всего 40? Потому что часто мойщица не успевала мыть посуду, потому что спала на рабочем месте, а приборы были нужны.
  • Сменить салфетки в хлебницах.
  • Снять плафоны, вытряхнуть оттуда всех мух и тараканов (про насекомых будет отдельная история).
  • Зеркала, окна и стеклянные двери также были в ведении официантов, потому что уборщица была пожилой дамой с больными ногами, хозяин разрешал ей особо не напрягаться. Она и не напрягалась.
  • Далее начиналась встреча гостей.

Добро пожаловать, или…?

Удивительно, насколько меняются люди, когда приходят туда, где им, как они считают, обязаны. Обязаны улыбаться, принимать все пожелания как данность, считать, что хамство, плохое настроение и свинарник на столе – норма поведения, ведь клиент всегда прав. Здесь словно сбрасывают маски и открывают настоящее лицо. И оно иногда бывает совершенно отвратительным.

Так, например, один чиновник считал своим долгом перещупать всех новых официанток.

Бывший проректор также часто выступал с непристойными предложениями, оставляя вместе с чаевыми адрес гостиницы и номер телефона. Некая бизнесвумен свободно доводила до истерики не только официантов, но и поваров, придираясь ко всему. У человека был такой способ снять стресс.

Был ещё один персонаж, которому впору посещать психоаналитика, потому что его двухчасовые рассказы о том, как он воевал в Афганистане, утомляли нереально. Если его не слушали, он швырял в стену посуду и уходил, не оплатив счет. Попытка не пускать его в следующий раз заканчивалась матом, оскорблениями и синяками.

Не знаю, кем и когда это заведено, но официант воспринимается большинством как человек второго сорта. Независимо от того, что у него также может быть высшее образование, знание двух иностранных языков, учтивое отношение к людям. После работы в кафе у меня создалось впечатление, что в обществе начисто отсутствует чувство благодарности и уважения. Тут поневоле вспомнишь о Греции и Балканах, где не шеф-повар, а именно официант является гордостью ресторана, и часто целые династии посвящают этому делу всю жизнь.

Что творится на кухне?

Когда я в первый раз увидела в зале таракана и чуть не заорала от отвращения, шеф с каменным лицом сказал: «А это нормально, они в любом кафе гуляют».

Вообще антисанитария в этом заведении – разговор отдельный. Ради интереса я однажды в кухне заглянула под рабочие столы поваров. Чего там только не было – от хлебных крошек до куриных костей. А с учётом того, что на кухне, как правило, температура помещения превышает 28 градусов, сами понимаете, что в один прекрасный момент невыносимый запах заставил провести генеральную уборку.

Однако уборка не могла решить проблему с крысами. Грызуны  часто устраивали под окнами кафе охоту на голубей. От смерти их спасала жадность хозяина заведения, потому что все требования вызвать специалиста и провести санитарную обработку наталкивались на одну фразу: «Денег нет». Та же жадность не позволяла сменить повара-самоучку на квалифицированного специалиста. К слову, несоблюдение санитарных норм вынуждало нас, официантов, периодически выуживать из подаваемых блюд поварские волосы. Повар считал себя непризнанным гением, что вкупе с гонором доставляло нам большие неудобства. В частности, часто приходилось объяснять гостям почему мясо сухое, хотя степень прожарки оговаривалась заранее… Это опять же к вопросу о том, что официант в ресторане или кафе важен, потому что является связующим звеном между истериками кухни и капризами гостей.

Фото: www.globallookpress.com

Секреты на десерт

  1. Крайне редко в заведениях общепита печётся хлеб. Закупают его в тех же магазинах, что и вы. А приводят в надлежащий вид старый или просроченный продукт в микроволновке. Так что если вам говорят про личную пекарню, скорее всего, это неправда.
  2. Шашлык и различные кебабы никогда не будут сочными просто потому, что готовят их заранее, а потом разогревают на сковороде. Хотя есть и такие заведения, где в кухне оборудован крытый мангал с вытяжкой. Но даже в этом случае мясо будет пахнуть жидкостью для розжига. Исключения составляют те представители общепита, кто готовит шашлык на открытом воздухе.
  3. Суп-пюре с (белыми) грибами готовят из шампиньонов и консервированных опят.
  4. Вино должны открывать при вас и разливать в бокалы. Однажды я по ошибке принесла не то вино, что заказывали гости. Выяснилось это уже после того, как вино разлили и попробовали. Напиток вернули в бар, бутылку заменили на нужную. После этого мы с администратором слили неверно принесенное вино обратно, закупорили пробкой и продали на следующий день на розлив. Уверяю, это практикуется почти везде.
  5. Баранина в действительности часто заменяется более дешёвой говядиной. Вкус блюду (если это, к примеру, суп) придают за счёт курдючного жира.
  6. Про обман в весе блюда даже говорить не хочу. Вместо заявленных в меню 250 гр. салата зачастую вам могут принести на 70 гр. меньше.
  7. Максимально допустимая наценка на блюдо в ресторане – 350%, в кафе – 300%. Условно говоря, сёмга на гриле за 100 гр. не может стоить дороже 250 р.
  8. Все подгнивающие овощи в большинстве своём используются для приготовления блюда «шашлык из овощей на гриле». Если к плову вам настоятельно рекомендован соус, то плов, скорее всего, позавчерашний.

А напоследок я скажу, а точнее, попрошу – пожалуйста, относитесь к тем, кто работает в сфере услуг, по-человечески. Даже просто потому, что в один прекрасный момент ваши дети или внуки могут пойти работать в заведение общественного питания, где им придется вкусить все прелести работы официанта. 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Оксана Лесникова[vkontakte]
    |
    15:20
    11.03.2016
    1
    +
    -
    Мне очень странно видеть подобную статью, я работала не в самых лучших, но в хороших ресторанах официанткой в небольшом городе. И 90% из всего вышеописанного неправда, я не знаю, какую палатку с шаурмой надо найти, чтобы столкнуться с таким, рестораны, которые дорожат репутацией никогда себе не позволят вышеописанного. И не понимаю комментарии, в каких столовых надо сидеть, чтобы так ненавидеть официантов?!
Комментарии (9)
  1. Сергей
    |
    18:20
    07.12.2015
    -1
    +
    -
    Всё так и есть, можно много чего добавить "для аппетита", сам видел кухню и приёмы работы в ресторанах (обслуживал оборудование); то, что там вытворяют, навсегда отбили желание быть в этих заведениях. К примеру: если клиент очень обиделся на повара, то может получить в блюде смачный плевок, жареных тараканов вперемешку с пассерованным луком и прочие сюрпризы, за которые ещё и заплатит тысячи... . Ну, а в официанты идут, конечно, "немножко неудачники", но они - тоже люди и имеют право на уважение, как и все. Люди, ешьте лучше дома, а в ресторане можно разве что выпить винца с фруктами, да потанцевать, не более того!
  2. Nattaliya1975
    |
    12:02
    08.12.2015
    0
    +
    -
    А за что же тогда по-человечески просите относиться? За то, что настоятельно рекомендуете соус ко вчерашнему плову???? Может, просто плов не рекомендовать, тогда и будут по доброму относиться к обслуживающему персоналу.
  3. Лещ
    |
    18:46
    08.12.2015
    0
    +
    -
    я так понимаю, автор не видит разницы между обслуживанием (где клиент дейтсвительно всегда прав) и раболепством: если ты официант, это не значит, что ты можешь выносить все оскорбления в свой адрес. Да и вообще нет такой профессии, где человека можно оскорблять. Если вы с этим миритесь - то ваша профессия или должность здесь не причем: просто вы такой человек. Быть вежливым, услужливым, улыбчивым - да, и это часть профессии официанта. Позволять себя оскорблять, трогать - НЕТ.
  4. lllenchen
    |
    03:23
    09.12.2015
    -1
    +
    -
    Приятная и адекватная подача материала!!! УМНИЦА!!!
Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Какой стиль называют Black tie?
  2. Когда подавать показания счётчиков на воду в Перми в декабре?
  3. Платить ли пермякам за лыжи в электричке?