aif.ru counter
Татьяна Мучкина 0 276

Режиссёр Константин Березовский: «С гениальностью шутки плохи»

О том, почему автор перестал снимать детское

Легендарному пермскому кинорежиссёру Константину Березовскому исполняется 83 года. Он по-прежнему в отличной форме.

«Капризку» похоронили жулики

«АиФ-Прикамье»: - Константин Алексеевич, Ваш фильм про второгодника Ивана Семёнова стал классикой сразу же после выхода на экран. Почему Вы не получили за него ни наград, ни званий? 

Константин Березовский: - Я тогда упорно отказывался вступать в партию, на все увещевания ответственных работников отвечал: не достоин. Просто не хотелось пополнять ряды лизоблюдов. Этого мне не простили.  

Фильм на Пермской студии телевидения в 1966 г. мы сняли в рекордные сроки: за 3 месяца, потратив на него всего 33 тыс. руб. (минимум в 10 раз меньше, чем на киностудиях). После победы на всероссийском конкурсе телевизионных фильмов наше детище показали в 17 странах-сателлитах. После победы во внеконкурсной программе в Монте Карло фильм про Ивана Семёнова купили 20 зарубежных киностудий. А это колоссальные деньги. Существование Пермской студии телевидения окупилось на десятки лет вперёд. Но тогда за создание телевизионных фильмов режиссёрам не платили. Я получил премию: 200 рублей. Вот и все дивиденды.

«АиФ-Прикамье»: - Это была блестящая режиссёрская работа. Но почему не последовало Ваших новых фильмов? 

К.Б.: - Я должен был снимать ещё одну картину: «Капризка – вождь ничевоков» по повести Воробьёва. Но в это время режиссёрам на телестудиях стали платить за художественные ленты по 6-8 тыс. руб. (по тем временам, стоимость автомобиля «Волга»). И жулики всех мастей устремились в кинопроизводство, прежде всего – парторги. Мне открыто заявили, что я должен поделиться своим будущим гонораром с начальством. А когда услышали отказ, стали систематически вставлять палки в колёса. То линолеума нет в миллионном городе, то замков, то нужной камеры. Когда коллеги на Свердловской телестудии согласились дать мне телекамеру на лето, но только лично в руки – меня ни в какую не отпускают в командировку… Переносят производство фильма на год, потом ещё на год. В конце концов я взбунтовался: у меня артисты уже в школу пошли, а по сценарию они дошколята. А какого Капризку я нашёл! Необыкновенно талантливый ребёнок, столько в него вложено, и теперь готовить другого?! В общем, я отказался снимать. На меня грозились повесить неустойку: 44 тыс. руб., потраченные на подготовку к съёмкам. Но я достал дневник, который вела моя ассистентка. В нём всё было подробно записано: сколько раз переносились съёмки не по нашей вине. И от меня отстали.

Растим недоучек?

«АиФ-Прикамье»: - Более полувека Вы работаете с детьми. Это призвание? 

К.Б.: - С ними необыкновенно интересно! Ещё до того как мы сняли фильм про Ивана Семёнова, при пермском телевидении существовала детская театральная студия. Мы ставили телевизионные спектакли, их смотрела вся страна. Однажды нам выделили час федерального вещания на спектакль «Незнайка в цветочном городе». Москва уже отсчитывает время до эфира, спрашивает: вы готовы? А у нас куда-то запропастился исполнитель роли Ворчуна. Посылаю своих помощников: привезите его живым или мёртвым. И привозят. А он – в гипсе, ходить не может: прыгал с гаражей. Что делать?! По сценарию, он передвигается по всему Цветочному городу, идёт в соседнюю Змеёвку… Говорю юным артистам: пусть Ворчун сидит на крыльце своего домика, а когда его мизансцена – подходите к нему… Спектакль прошёл – Москва в восторге: «Какой у вас Незнайка! А какая находка – Ворчун! Ногу сломал – вот и ворчит!». В общем, с детьми не соскучишься.

«АиФ-Прикамье»: - Отличаются ли нынешние дети от того поколения? 

К.Б.: - Прежде всего, у современных детей гораздо более слабое здоровье. Даже в послевоенные голодные годы ребята были крепче. Оно и понятно: не ели всякой канцерогенной дряни, экология не успела испортиться… Что удручает, нынешние дети знают гораздо меньше, чем советские школьники. Имеют слабое понятие о географии, об истории родной страны. Не читают художественной литературы.

Дети – будущее нации. Понятно, что надо отдавать им лучшее, а мы у детей отбираем и отбираем. Если раньше пожалуйста – «драмкружок, кружок по фото, да ещё и петь охота…», в каждом дворе были бесплатные тренеры по хоккею и футболу, то в наше время всё за деньги, и очень дорого.

«АиФ-Прикамье»: - Удручает, что в школах исчезло воспитание.

К.Б.: - Пора вернуть в школу детские организации. Пусть это будут не пионеры, пусть галстуки будут другого цвета, но необходимо школьное патриотическое движение: за лучшую успеваемость, дисциплину, за правильную экологию, за сохранение моральных норм. Но это движение ни в коем случае не должно быть политическим, подчиняться правящей партии.

Досье:

Константин Березовский родился 19 марта 1929 г. Окончил Свердловское театральное училище, работал артистом и телережиссёром в Уфе, Саратове, Свердловске. В 1964 года стал режиссером редакции кинопрограмм Пермского телевидения. «Три с половиной дня из жизни Ивана Семенова – второклассника и второгодника» (1966 г.) - первый полнометражный художественный фильм Пермского телевидения. Кинолента стала лауреатом первого Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов, получила 1 место во внеконкурсном показе на кинофестивале в Монте-Карло. Березовский проработал в ТПО «Пермтелефильм» 30 лет. В настоящее время руководит детской театральной студией «Подберёзовики».  

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Кому положен перерасчёт пенсии?
  2. Кто получит повышенную стипендию?
  3. Как правильно охотнику оформить зверя?

Какое имя дать пермскому аэропорту?