aif.ru counter
Дмитрий Овчинников 0 1330

Карты, семки, два стула. Топ-5 научных тезисов о гопниках

Корреспондент «АиФ-Прикамье» побывал на круглом столе, посвящённом так называемым «реальным пацанам» с района. Самые интересные мысли, прозвучавшие на форуме, читайте в нашем материале.

Дмитрий Овчинников / АиФ

В минувшую среду, 22 июня, в Перми состоялся круглый стол с необычным названием «Карты, семки, два стула». Главной темой для обсуждения стала репрезентация гопника в современной российской культуре. Специалисты в области политики, философии и культуры с исторической точки зрения сравнили «пацанчиков» с представителями других эпох, а также разобрали образы колоритных ребят в сериалах и кино.

Среди них - кандидат политических наук, директор Центра сравнительных исследований ПГНИУ Алексей Гилёв, философ-фрилансер Павел Селуков истарший преподаватель кафедры новейшей истории России ПГНИУ Людмила Кузнецова.

Дискуссия растянулась на несколько часов. Оказалось, гопники представляют собой крайне интересный объект исследования. Грани подобных уличных героев настолько широки, что по ним можно делать дипломную работу, шутили эксперты.

«На самом деле, гопники – особенные люди, крайне интересные своей этикой поведения и жизненной позицией», – подметил Алексей Гилёв.

Сайт «АиФ-Прикамье» отобрал пять наиболее интересных тезисов, прозвучавших в рамках дискуссий.

Тезис №1. Гопник – это не субкультура, а состояние души

Многие думают, что выходцы из рабочего класса, живущие в спальных отдалённых районах – собственно и есть «реальные пацаны». Здесь нужно подойти к вопросу гораздо шире и глубже. Гопник – приложение к «понятиям», а вся его жизнь – реализация «понятий».

Главной темой для обсуждения стала репрезентация гопника в современной российской культуре.
Главной темой для обсуждения стала репрезентация гопника в современной российской культуре. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

Получается, быть гопником – придерживаться в какой-то период своей жизни определённой философии. Это никакая не субкультура, а чистое состояние души. Например, подросток является готом, завтра он может стать эмо. А на районе всё происходит «по понятиям» и выйти из замкнутого круга почти невозможно.

Принципы, по которым живут гопники, стабильны и кажутся незыблемыми, словно мир устроен только по одним правилам. Попробуй вырваться! Ан, нет. Альтернативной картины не существует. И у них даже не возникает желания что-то менять, их жизнь устраивает.

Тезис №2. Гопник на экране отличается от гопника в реальной жизни

Интересна позиция многих сценаристов и художников, конструирующих образ гопника в современной культуре. С одной стороны, они считают, что гопники – парни, совершающие гоп-стоп, то есть грабители, преступники, маргиналы, агрессивно настроенные ко всему, что выбивается из общей массы. Действительно, отчасти в жизни так и есть.

Людмила Кузнецова выступила с докладом «Два тела гопника».
Людмила Кузнецова выступила с докладом «Два тела гопника». Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

На телевидении мы видим совсем других людей. Колян из сериала «Реальные пацаны» – типичный гопник, но человек с чутким сердцем и большой душой. Он фактически силой вырывается из тех дворовых рамок. Каждая серия – своего рода философская притча, где пермяк выбирает тот или иной путь, опираясь на свои моральные качества и совесть.

Внутри гопника есть «дивный мир», который не может выйти наружу. Естественность, новая искренность – творцы пытаются сделать «благородного дикаря» из гопника, превращая тем самым его в современного героя. Такой образ далёк от реальной жизни.

Тезис №3. Гопники «эволюционируют»

Вспомните, когда впервые гопники атаковали интернет и наше культурное пространство? Сначала одним из самых одиозных персонажей дворовой жизни являлся пермский репер Сява. Его языковой набор был «чисто пацанским»: мат, яркие выражения, интонация и так далее. Он не гнушался брать «лохов» на гоп-стоп и пить пиво в подъезде.

Спустя восемь лет ситуация кардинально изменилась. Допустим, Макс Корж в элегантном спортивном костюме под гитару поёт песни о друзьях (трек «Слово пацана»), девушках и многом другом. Однако одна «неувязочка»: здесь происходит смесь гопников и хипстеров, что странно.

Авторы, пишущие музыку, снимающие кино о гопниках, сами гопниками-то не являются – они интеллигенты, интеллектуалы. Поэтому они создают образы, опираясь на свой опыт. Раньше гопникам нужны были тусовки на районах, теперь же они повзрослели – им подавай чувства, лирику и философию бытия.

Тезис №4. Гопники похожи на аристократов

Гопников изображают как простой народ, но пацанская «этика» восходит ещё к древним традициям многих народов. Средневековые аристократы тоже жили «дворами» в замках (районах), где важна была иерархия (система статусов), родство, дружба и сила.

Аналогичные примеры: древнегреческие отряды воинов, пираты, дружины. Эти группы профессионально используют насилие, добиваясь различных успехов. Демократичность обуславливается лишь на уровне риторики.

Тезис №5. Гопники – это викинги 21 века

Важный момент в философии гопников – культ удачи. Вспомните легендарную фразу про пермяка по имени «Шоколад», осужденного за соучастие в убийстве: «Пацан к успеху шёл. Не повезло, не фортануло».

Схожий культ прослеживается опять же у викингов. Кроме того, вольный северный народ также, как и гопники приветствовал соратников – рассказывали, с какого они региона, кого знают и чьи родственники. Приплюсуйте любовь к игровым автоматам, ставкам и карточным играм. И вот перед вами викинги 21 века! 

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Когда платить налоги?
  2. Нет тепла. Что делать?
  3. Почему на ярмарке на площади Дружбы продают одни тыквы?

Какое имя дать пермскому аэропорту?