aif.ru counter
Вера Шуваева 150

Куда ведёт «Сталкер»? Лучшее с Международного фестиваля о правах человека

В Перми показали уникальные фильмы, не идущие в кинотеатрах.

Юсуп Разыков и Игорь Степанов представляют фильм «Турецкое седло» на Благотворительной акции кинофестиваля «Сталкер» в Перми.
Юсуп Разыков и Игорь Степанов представляют фильм «Турецкое седло» на Благотворительной акции кинофестиваля «Сталкер» в Перми. © / Вера Шуваева / АиФ

Пять дней, с 24 по 28 июня, в Перми проходили показы фильмов, ставших призёрами XXIV Международного кинофестиваля о правах человека «Сталкер». Показы были бесплатными и шли на двух площадках: в Центре городской культуры и киноцентре «Премьер».

О главных фильмах фестиваля – в материале «АиФ-Прикамье».

Хорошее кино вне проката

«Сталкер» родился в 1995-м, под эгидой Гильдии кинорежиссёров России. Разовая акция о проблемах заключённых – таким виделся он тогда. Но жизнь подбрасывала всё новые проблемы, диктовала новые темы, и фестиваль стал ежегодным. Нынче он пройдёт уже в 25-й раз. Как обычно, в Москве, традиционно открывшись 10 декабря, в день принятия Генеральной ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека.

«Когда спрашиваешь зрителей на каком-нибудь показе, кто из них читал эту декларацию, то руку поднимают буквально единицы, - признаётся исполнительный директор Гильдии кинорежиссёров России Игорь Степанов. – Вот мы и пытаемся говорить с людьми о такой ценности, как права человека, не устраивая лекций, через кино».

Специально для «Сталкера», по словам Степанова, никто фильмы не снимает. Просто многие режиссёры, даже не задумываясь о том, что значат эти самые права, снимают хорошее кино про жизнь, какая она есть: про российскую глубинку, про детей-сирот, мигрантов, беженцев, проблемы молодых.

К сожалению, в прокате таких картин сегодня практически нет. Они не запрещены, часто снимаются на государственные деньги, и государство, вроде бы, говорит их создателям: «С богом! Давайте!», но кинотеатры зелёный свет не дают. Кинопрокат заточен на коммерческие ленты, в основном лёгкие и развлекательные, и преимущественно импортного производства. Серьёзным же отечественным фильмам остаётся, если повезёт, лишь участвовать в кинофестивалях.

Так, в программу «Сталкера» каждый год заявляется более 150 картин, из которых для участия в фестивале организаторы отбирают лучшие. Ну а лучшим из лучших жюри вручает заслуженные призы. Кстати, за фильм «Керосин», с которого начинались показы в Перми, его режиссёр Юсуп Разыков получил недавно и один из главных призов сочинского «Кинотавра» - приз Гильдии киноведов и кинокритиков им. Д. Дондурея. Кроме того, эту ленту, посвящённую всем матерям, выживающим в сложнейших жизненных обстоятельствах и не теряющим любовь и веру, пригласили на фестивали в Америку, Англию и Францию.

Гастарбайтеры и мажоры

Ещё один замечательный фильм Разыкова, который посчастливилось увидеть пермякам, - «Турецкое седло».  С 2017 года, когда он был снят, фильм отмечен наградами уже многих кинофестивалей. В частности, на «Сталкере-2018» режиссёр получил за него спецприз им. А. Приставкина «За глубокое и художественно убедительное проникновение в психологию человека прошлого, отвергнутого реалиями действительности».

Главный герой картины – тихий и неприметный Ильич, бывший «топтун», агент по наружному наблюдению в КГБ. Теперь он на пенсии, но продолжает слежку за подозрительными для него людьми. От скуки, от одиночества, по привычке. Причём тут турецкое седло? А притом что так называется участок головного мозга, где находится гипофиз, и синдром «пустого турецкого седла» (диагноз, который поставили Ильичу) как раз и рождает некие отклонения в поведении.

Но только ли этот синдром виноват в неспособности героя вырваться из рутины, аскезы, монотонности жизни? А может быть, то издержки профессии? Или внутренняя слабость? Да и есть ли вообще живая душа в этом «человеке в футляре»? Хорошо, что в Перми была возможность обменяться мнениями, задать вопросы, обсудить увиденное с самим режиссёром «Турецкого седла», ведь после сеанса состоялась творческая встреча с Юсупом Разыковым.

Такая же встреча после фильма «Птица» прошла с Ксенией Баскаковой. В своей дебютной режиссёрской работе Ксения рассказывает, как в друзья к скандально известному рок-музыканту по прозвищу «Птица» (Иван Охлобыстин), проходящему лечение в клинике, навязывается девочка-подросток (Евдокия Малевская, финалистка шоу «Голос. Дети»), с которой не может совладать никто. Случайная встреча переворачивает судьбы обоих.

Сильный эмоциональный отклик зрителей вызвали также фильмы «Звёзды» Александра Новикова-Янгинова (в роли школьного учителя, поневоле ставшего гастарбайтером, - неподражаемый Виктор Сухоруков) и «Как я стал…» Павла Мирзоева (юношу-мажора с типичными для наших дней этическими сдвигами убедительно сыграл Павел Табаков).

Были в программе показов и короткометражные фильмы, и анимационные, и документальные. Среди последних - фильм пермского режиссёра Ольги Аверкиевой «Вырваться. История любви». Вся программа в рамках Благотворительной акции «Сталкера» проходила при поддержке Фонда президентских грантов. Генеральный партнёр – Фонд Михаила Прохорова.

И именно с этой акции, защищающей наше право смотреть талантливое современное российское кино, у нас начались нынче «Пермские гражданские сезоны», уже третий год являющиеся преемником знаменитой «Пилорамы» в бывшем музее «Пермь-36».



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда построят перрон в аэропорту Перми?
  2. Зачем оформлять карту?
  3. Кто получит дополнительные баллы при поступлении?
  4. Несёт ли велосипедист ответственность за сбитого человека?
  5. Таблички на остановках заменят?
  6. Куда жаловаться на врачей?
Где вы проведёте летний отпуск?