aif.ru counter

От деревни до Европы. Как менялись свадебные традиции за последние 100 лет

Все материалы сюжета Пермь: 100 лет назад и сейчас

Начиная с 19 века, свадебные традиции всей страны претерпели значительные перемены. Рассказываем о них на примере Прикамья.

Сентябрь традиционно является «месяцем свадеб». Некоторые женихи и невесты считают, что именно в первый месяц осени заключаются наиболее удачные союзы.

С каждым годом свадебные церемонии становятся все более пышными. Молодожены обращаются для организации торжеств в креативные агентства, арендуют шикарные помещения, нанимают для выступления музыкантов, покупают платья от кутюрье. Порой на организацию свадьбы тратится до 10 млн рублей! И указанная сумма – далеко не предел. Впрочем, это в соответствии с материальными возможностями. И так было всегда.

А как праздновали свадьбы 100 и 50 лет назад? Журналисты сайта «АиФ-Прикамье» попытались на примере Перми выяснить, насколько изменились свадебные традиции за последние годы.

Исконно русские свадьбы были широко распространены вплоть до конца XVIII столетия. Как правило, на такой свадьбе гуляло все село или городская слобода. Невесту наряжали в красное платье определенного фасона (этот цвет символизировал солнце и радость). Традиция же надевать на церемонию белое платье пришла с запада, там его впервые надела Мария Стюарт на свадьбу с французским дофином – Франциском II Валуа. Именно она и ввела новую традицию, которая сохраняется по сей день. Впрочем, у коми-пермяков, удмуртов и ряда других исконных народов Поволжья наряд невесты из отбеленного холста присутствовал издревле.

Пока подружки наряжали невесту, в доме жениха собирался свадебный кортеж: летом из телег или бричек, зимой - санный. Родители благословляли невесту иконой и крестным знамением, и она выходила к жениху. То же самое повторялось с «молодыми» в переднем – «красном» - углу избы. Сохранилось колоритное описание одной из таких свадеб: «Сваха невесты выходит с большой чашкой браги навстречу жениховой, коя встает из саней и наливает тоже свою большую чашку браги. Подходят свахи друг ко дружке и стараются прежде налить из чашки в чашку одна другой брагу. При этом замечают: если сваха женихова успеет прежде налить в чашку браги невестиной свахе, то будет большина (преимущество – авт.) женихова над молодой, если невестина сваха нальет прежде жениховой свахе в чашку, то будет большина невесты над молодым. И потом обе свахи брагу выпьют из чашек досуха. После сей церемонии жених с дружкой и свахой направляются в избу невесты, обходят вокруг стола три раза, садятся за оный. Тогда уже жених, снявши шапку, встает, встречает свою суженую-ряженую, и стараются оба друг друга успеть прежде ударить правой ногой. При замечании такового, если жених прежде ударит невесту правой ногой, то будет большина жениха над молодой. Если невеста успеет прежде ударить ногой жениха, то невеста будет иметь большину над молодым».

Затем ехали венчаться в церковь.

Снова – застолье. Первая брачная ночь. Наутро на молодую надевали головной убор замужней женщины – кокошник или шамшуру.

Не считалось предосудительным на свадьбе провести своего рода соревнование – родня жениха сталкивала родню невесты с лавки. Или даже устраивали драку.

Проводились смотрины приданого. Родня невесты нахваливала таковое. Все остальные – кто соглашался-восхищался, кто искал в нем изъяны.

Чаще свадьбу справляли три дня: сперва «всем миром»; на следующий день за «большими столами» с родными, близкими, друзьями; в третий предпочитали навещать дома родственников.

100 лет назад

А с 19 века в Российской империи стали складываться две совершенно разные свадебные традиции.

В деревнях и селах свадьбы по-прежнему отмечали по-русски, а вот в городах стали отдавать предпочтение церемониям по западному образцу с небольшим числом гостей. Появились и установленные государством ограничения. Так, запрещалось жениться студентам. Офицеру полагалось «испрашивать» разрешение на брак у командира полка и оставлял в полковой кассе денежный залог. В случае, если жениху отказывали родители невесты или не было денег для залога, командование отказывало в просьбе.

Серебряная свадьба купца Осипова, 1913 г. Фото: Пермский краеведческий музей

«Если была необходимость показать достаток, то для проведения церемонии выбиралось престижное место, накрывался богатый стол. Именно в то время начали приглашать на свадьбы так называемых «свадебных генералов» или, говоря современным языком, вип-персон. Это были люди с чином, дабы подчеркнуть высокую статусность мероприятия», – рассказывает event-режиссер Олег Кузин.

Еще одной особенностью свадеб той эпохи были «договорные браки», когда родственники договаривались о свадьбе, а молодожены впервые знакомились только перед алтарем. В таких условиях неравные браки были почти невозможны. Но юные влюбленные находили способ избежать этого.

К примеру, Владимир Каппель, который впоследствии станет известен как один из руководителей белогвардейцев в годы Гражданской войны, не смог жениться на своей возлюбленной Ольге Строльман. Молодой поручик уланского полка увидел юную выпускницу Мариинской гимназии на балу в пермском Благородном собрании. Всего несколько фраз, несколько танцев – и они влюбились друг в друга без памяти.

Однако родители Ольги были против их брака. Отец девушки – действительный статский советник, горный начальник Пермских пушечных заводов, сомневался, что из молодого офицера выйдет толк. И тогда Каппель решил, похитив возлюбленную, тайно обвенчаться с ней. Ольга согласилась на этот план. И вскоре беглецы обвенчались в сельском храме недалеко от Перми. Кстати, нарушил правила и священник, согласившийся свершать обряд без родительского благословения. Последнее чета Каппелей смогла получить лишь после того, как Владимир поступил в Академию генерального штаба. А вскоре грянули Мировая и Гражданская война... «Оказавшись в застенках московской ЧК, Ольга Сергеевна ради спасения детей была вынуждена отказаться от брака с белым генералом. Но его к тому времени уже не было в живых», – рассказывает трагическую историю краевед Владимир Гладышев.

Свадьба Вахрушевых из д. Вахрушева Оханского уезда, 1910 год. Фото: Пермский краеведческий музей

80 лет назад

Это время можно охарактеризовать как «становление советской свадебной традиции». Оно происходило за счет привнесения новых символов и обрядов. Законным браком стал считаться только оформленный в государственных органах. Венчание же, в лучшем случае, терпелось. Совсем необязательным стало приданое.

Молодожены, их родня и друзья-товарищи «расписывались» в сельсовете или отделе записей гражданского состояния (загсе) городского (районного) совета, устраивали застолье в узком кругу, танцевали под гармонь, получали напутствие старших, а также представителей местной власти. Иногда к этому подключались трудовые коллективы и общественность. Отсюда (как правило, в клубах) – цеховые и колхозные свадьбы, речи-пожелания «от имени и по поручению», ценные подарки молодым (к примеру, патефон с набором пластинок). Посмотрите-ка старые фильмы «Трактористы» и «Невеста с приданым». Несмотря на условности «соцреализма», в них верно отражены колорит и приметы эпохи. За кадром, правда, осталась значительная часть нового свадебного фольклора. Особенно исполнение частушек в духе «не ходите девки замуж».

Грянула Великая Отечественная война. Скоротечно-невеселые свадьбы зачастую играли буквально накануне отправки на фронт.

Кстати, тогда разрешалось регистрировать браки не по месту прописки жениха и невесты, без свидетелей. Данные могли вноситься не в паспорта, а в военные билеты и красноармейские книжки. Последнее – очень важно, ведь жене полагался денежный аттестат мужа, права на льготы и материальную помощь.

Зато вдвойне радостно отмечались свадьбы в победном 45-м! Если жених – фронтовик, то обязательно в форме, при всех наградах. Взять хотя бы нашего земляка Леонида Каракоскина, бойца Кубанского казачьего корпуса. Вернулся домой – все аж ахнули. В черкеске с газырями и целым «иконостасом» медалей. А – главное – с невестой Прасковьей из Белоруссии. Главные послевоенные свадебный хиты: «Катюша», «На солнечной поляночке», «Смуглянка», «Эй встречай, с Победой поздравляй, чарочку хмельную полнее наливай!».

50 лет назад

В 50-70-е годы советская свадебная обрядность сложилась окончательно. Включая свидетелей и свидетельниц сторон, классические костюмы и платья, машину с куклой и лентами, посещение «культовых» мест, возложения к ним цветов (в Перми таковыми стали мемориал Уральского добровольческого танкового корпуса и памятник Ленину напротив Театра оперы и балета, а также «Вечный огонь»). Открылись дворцы бракосочетания и салоны для новобрачных. С переходом на рабочую пятидневку «эпицентр» свадеб стал приходиться на пятницы (опять-таки, чтобы три дня гулять). Постепенно, но верно утверждался обычай дарить не вещи, а конверты с деньгами.

Главной застольной песней долгое время являлась «Катюша», а с начала 70-х – «Ах, эта свадьба, свадьба» исполнявшаяся любимцем всей страны Муслимом Магомаевым.

Яркий пример советской свадьбы – деревенская. Во-первых, потому что в деревнях еще сохранялись народные традиции. Во-вторых, она все-таки была модернизирована в соответствии с веяниями времени. Справляли свадьбу осенью, после окончания уборочной. Угощение готовили вместе, за несколько дней до праздника. На улице ставили в ряд столы, и на свадьбу приходили все жители села, иногда даже для этого не требовалось специального приглашения – звали всех по умолчанию. В загс молодых вез легковой автомобиль председателя колхоза, украшенный полевыми и садовыми цветами.

Сравнительно новыми явлениями стали студенческие свадьбы. Это когда гуляли чуть ли не всем общежитием или стройотрядом.

Комсомольская свадьба часто проходила очень скромноФото: Из личного архива

Другой вид советской свадьбы породили участники масштабных строек и освоения целины. Дух романтики, царивший на них, несмотря на тяжелый труд и бытовую неустроенность, побуждал молодых людей влюбляться и создавать семьи. Начальство же, со своей стороны, было заинтересовано в том, чтобы молодежь оставалась жить в только что построенных населенных пунктах. Свадебная традиция вносить молодую жену в дом на руках в этих условиях имела свои характерные особенности: вносили не в дом, а в палатку или барак, а делали это, чтобы белые туфли невесты не испачкались в грязи – асфальт в этих местах отсутствовал. Часто новоселы гуляли прямо в рабочих «телагах», что никому не казалось дурным тоном, скорее, наоборот. «Высшим пилотажем» считался свадебный выезд на самосвалах и тракторах, украшенных цветами, лентами транспарантами.

Отдельного описания заслуживает комсомольская свадьба (собственно, в СССР большинство свадеб могли считаться таковыми, потому что практически вся молодежь состояла в ВЛКСМ). Она отличалась тем, что главную роль играли не родители жениха и невесты и вообще представители старшего поколения, а комсомольский актив предприятия (учреждения). Причем, в этом случае расходы брали на себя активисты. Они же предоставляли помещение, транспорт, оплачивали ценный подарок. Обычно – телевизор или турпутевки для свадебного путешествия. Случалось даже – ключи от новой квартиры, часто в недостроенном на момент свадьбы доме. Зал украшался шутливыми лозунгами и транспарантами. Распевались соответствующие частушки. Устраивались шутливые же соревнования.

30 лет назад

Сегодня обязательный этап подготовки – это прическа невесты. Некоторые девушки делают её на пробу, чтобы увидеть, как будут выглядеть в важный день. А 30 назад подобные репетиции причесок были скорее исключением, чем правилом.

Пермячка Татьяна Маркова вспоминает, как она собиралась на свою свадьбу в 1985 году. «Я жила в небольшом городе, где была всего одна парикмахерская. Предварительной записи тогда не существовало, была только живая очередь. И вот я прихожу за час до церемонии, а в холле сидит 30 человек! Я попросила обслужить меня вне очереди, ведь не могу же я опоздать на собственную свадьбу. Однако сотрудницы парикмахерской подумали, что я просто хочу проскочить без очереди. В общем, пришлось долго доказывать, что я – невеста», – говорит Татьяна.

По ее словам, на бракосочетании у них присутствовали не только родные, но и друзья. В те годы такая практика стала распространенной. А вот на самом торжестве старались экономить.

Пермячка рассказала, что платье ей сшила родственница, работавшая швеей. А само торжество проходило дома, а не в ресторане. «Конечно же, пришлось мыть гору посуды, но зато праздник не нанес серьезного ущерба бюджету нашей молодой семьи».

«На мой взгляд, главное отличие современной свадьбы от свадьбы советской – тогда было принято окупать торжество. То есть сумма, потраченная на свадьбу, должна была быть меньше суммы, которую получили с гостей. Отсюда пошли традиции свадебного выкупа, гадания на мальчика-девочку, продажи ложек, мест «молодых» и т.д.», – рассказывает event-режиссер Олег Кузин.

Так и не прижившуюся новацию привнесла горбачевская «перестройка» - безалкогольные свадьбы. Тут уж все зависело от участников. Получалось у них веселиться «без подогрева» – отлично; нет – втихую, под столом разливали спиртное, подкрашенное соком.

Страна открывалась миру. Хлынул заграничный ширпотреб. И в 90-е на улицах Перми можно было встретить невесту, щеголявшую в белых кроссовках. Кое-кто их называл с непривычки – «красовки». Мол, модно, красиво, чего ж вам еще?

Наши дни

По словам свадебных организаторов, сейчас в Прикамье, да и в целом в России, популярны два типа свадеб: по советскому типу и «светские свадьбы» (их еще называют европейскими).

Первый тип – это всем знакомые праздники с большим числом гостей, тамадой и конкурсами. Европейские же свадьбы только набирают популярность среди молодежи.

«Главные атрибуты такого торжества – красивое белое платье, вечеринка, минимум конкурсов, максимум интерактивных моментов, видеоинсталляции, интервью. Все, что позволит фантазия организаторов и кошелек заказчика», – поясняет event-режиссер Олег Кузин.

Некоторые современные пары предпочитают свадьбы на открытом воздухе. Фото: Из личного архива

Кроме того, постепенно входят в моду светские свадьбы, в которых используются элементы исконно русских церемоний: жениха, невесту и всех гостей наряжают в исторические костюмы, само торжество происходит на лоне природы, обязательным элементом такого праздника становится «родительское благословение».

При этом все используемые исторические элементы организаторы свадеб стараются «осовременить». 


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий