aif.ru counter
Вера Шуваева 340

На языке «смерть-жизнь». Режиссёр рассказал, как снимал фильм «Война Анны»

Алексей Федорченко – о Марте Козловой, звучащей тишине и Полтавщине в Екатеринбурге.

Режиссёра поразило взрослое лицо девочки.
Режиссёра поразило взрослое лицо девочки. © / Кадр из фильма

Фильм Алексея Федорченко «Война Анны», получивший уже множество призов, в том числе Национальную премию «Ника» как лучший фильм 2018 года, наконец выходит в российский прокат. Идти в кинотеатрах он будет всего четыре дня: с 9 по 12 мая.

У «Войны Анны» нет ничего общего ни с выверенной традицией советского кино о войне, ни с пафосом кино современного. Это камерная, почти бессловесная драма о маленькой девочке, чудом выжившей после расстрела евреев на Украине в 1941-м. Девочка прячется в камине немецкой комендатуры, откуда днём наблюдает за войной и жизнью, а ночью выходит «на охоту». Один из самых влиятельных кинокритиков нашей страны Антон Долин назвал фильм безупречной картиной для 9 Мая: «Это одновременно минималистский и эпохальный, жуткий и нежный, пронзительнейший киноэтюд Алексея Федорченко, ни на кого не похожего мастера из Екатеринбурга». 

Минувшей осенью, до представления широкой публике, «Войну Анны» демонстрировали в Перми – на закрытом показе в рамках Лаборатории современного зрителя. А после показа состоялась встреча с Федорченко, где он ответил на вопросы собравшихся.

Интернет помог!

Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: Алексей Станиславович, ваш фильм снят настолько точно и честно, что если бы в конце его появилась фраза «Основан на реальных событиях», то никто бы не удивился. А на чём действительно он основан?

Алексей федорченко: Этот фильм создавался как пазл. Начался он с режиссёрской задачи сделать кино минимальными средствами и в закрытом пространстве: у меня клаустрофобия небольшая, я люблю фильмы именно в ограниченном пространстве. Стал искать такую историю и наткнулся в «Живом Журнале» на маленький рассказик о девочке, которая два года жила в немецкой комендатуре. На Полтавщине, на оккупированной территории. Он меня сразу зацепил. Во-первых, это как раз то, что я хотел. Во-вторых, у меня папа с Полтавщины, и в 1941 году ему тоже было шесть лет, как и той девочке. Но писать сценарий не решался: не было финала этой истории. А главное, я почти не верил, что найду девочку, которая сегодня сможет это сыграть.

- И где вы нашли её?

- Случайно увидел в Интернете фотографию 5-летней Марты Козловой: её мама, фотограф Марина Козлова, просто выложила фото своих детей. Уидел фотографию Марты и тотчас понял: вот эта девочка сможет! В пять лет у неё было лицо взрослой женщины. Придумал финал, мы начали писать сценарий вместе с Наташей Мещаниновой. К этому времени Марта подросла, ей исполнилось шесть. Всё срослось, и мы приступили к съёмкам.

Во всём - правда

- Очевидно, что шестилетняя девочка ничего не знала о войне, оккупации, Холокосте, евреях. Вы с ней уроки истории проводили или просто разговаривали, объясняли что-то?

- Не знала, но сейчас знает. Безусловно, рассказал ей примерную историю войны: кто захватил, что захватил, когда освободили. Рассказал и о том, что происходит в фильме. И она уже понимала, какой предмет несёт ей смерть, а какой – выживание. На этом языке, собственно, мы и говорили: смерть-жизнь.

- А был ли у Марты педагог по актёрскому мастерству?

- Мартой занималась няня с профессиональным актёрским образованием. Она незаметно-незаметно готовила её к завтрашней сцене. Эта девочка оказалась человеком с такой крепкой психикой, что я работал с ней как со взрослой актрисой, не делая скидок на возраст.

Работала она очень увлечённо. И камин быстро полюбила. Спросил её однажды: «А ты сама смогла бы месяц просидеть в камине?» Она отвечает: «В таком огромном? Конечно!» Камин же был деревянный, тёплый, она воспринимала его как домик. Как только пауза – сразу туда юркала и сидела там со своим котом, спала, ела.

- Вы считаете, что ребёнок такого возраста действительно мог выжить в тех невероятных условиях: мог обращаться с мышеловкой, потрошить чучело, жарить голубя?

- Это ребёнок не из города Перми или города Москвы, а из маленького села на Украине. Героиня рассказа, ставшего основой фильма, жила в частном доме и наверняка ловила мышей мышеловкой. Как же ещё их ловить? И потом, сельские дети многое умели делать руками. В шесть лет девочка могла уже и в доме убраться, и приготовить что-нибудь.

Хотя не будем забывать, что это всё-таки рассказ, а не документ. Поэтому у нас в фильме действие охватывает не два года, а два месяца: с ноября 1941 года по январь 1942 год. При этом мы чётко прописывали в сценарии: «Если сегодня Анна что-то не съест, она умрёт». То есть во всём была правда.

Поймать эмоцию

- В одном из интервью вы сказали, что для вас во Второй мировой войне победила девочка Анна. Что вы имели в виду?

- Именно это и имел. Если бы мне не пришла в голову эта мысль и я не придумал бы тот финал, который есть в фильме, я бы не стал снимать кино. Мне кажется, что мысль эта правильная и точная. Это может быть девочка, мальчик, дедушка… Вот эти люди и победили. Не скопом, а каждый лично.

- В вашем фильме буквально всё осязается, звучит, пахнет. Как вы этого добивались?

- Да, фильм очень тактильный – именно такая задача стояла перед художником. Поскольку всё здесь на расстоянии вытянутой руки, всё должно быть настоящим. Если книги, то это настоящие украинские учебники 30-40-х гг. (Комендатура находилась в здании школы. – Авт.). Если учебные пособия – тоже из того времени. И даже если какой-то предмет приходилось восстанавливать, то мы восстанавливали его по фотографиям, делая максимально похожим на артефакт.

- А как создавалась звуковая партитура, играющая в картине очень важную роль?

- Со мной работали прекрасные специалисты по звуку и монтажу. Лучшие мастера в Европе, а то и в мире. Моё вмешательство тут было минимальным. Какую задачу ставил перед ними? Должна быть тишина, звучащая тишина. С моей точки зрения, тишина звучит гораздо сильнее, чем музыка. Хотя без музыки мы не обошлись. В 1920-х годах польский еврейский поэт сочинил для своей дочки песню, где рефреном звучат слова: «Кошка тоже хочет есть, но она не плачет». Его дочь погибла в концлагере. Так что всё оказалось в тему.

- Несколько слов об операторской работе, пожалуйста.

- Алишер (Алишер Хамидходжаев, оператор фильма. – Авт.) мог часами стоять рядом с Мартой, которая молча сидела в камине, изнывая, не говоря ни слова. А он снимал и снимал её ради какого-то взгляда, движения руки. Поэтому я имел в запасе различные взгдяды, эмоции, погружения и монтировал уже из этого.

Ненавистный помидор

- Были ли на съёмках неожиданные реакции со стороны Марты?

- В первые три дня она боялась камеры, и я испугался, что мы не справимся. Но на четвёртый день Марта стала настоящей Анной и даже начала делать мне замечания. Говорила, например: «Анна бы так не поступила!» Самый интересный случай произошёл в середине съёмок. «Или вы отменяете завтрашнюю сцену, или я ухожу из проекта», - заявила девочка. Оказалось, она ненавидит помидоры, которые ей предстояло есть. Для меня же с помидором связан сакральный смысл, и я не стал менять его на другой продукт. Несколько дней вся группа уговаривала Марту – бесполезно. В итоге накачали помидор сиропом, и она его съела-таки. Хотя если внимательно посмотреть те кадры, то видно, что ребёнок не голод утоляет, а испытывает ненависть.

- Символы, знаки, не говорящие о событии впрямую, есть во всех ваших фильмах. О чём ещё, кроме истории Анны, вы хотели рассказать в этой ленте?

- О мире, который успел застать. В детстве каждое лето я проводил на Украине. Застал людей, совсем недавно переживших оккупацию. Успел поговорить с ними и о своих предках, и о том времени. Очень люблю Украину, а волшебный полтавский язык отличу от десятков украинских диалектов. К сожалению, снимать там не удалось: сейчас это уже другая страна, другие люди. Съёмки были в Екатеринбурге.

- Марта Козлова получила уже не один приз за лучшую женскую роль в «Войне Анны». Она мечтает стать в будущем актрисой?

- Нет. Хотя снялась с тех пор (сейчас ей 9 лет, учится в школе) в нескольких фильмах и клипах. Мечтает заработать миллион, чтобы купить кошку породы саванна.

ДОСЬЕ
Алексей ФЕДОРЧЕНКО. Родился в 1966 году в Соль-Илецке. Окончил инженерно-экономический факультет УПИ (1988) и сценарный факультет ВГИКа (2000). С 2005 года — продюсер и режиссёр кинокомпании «29 февраля». Член Европейской Киноакадемии.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Куда сообщать, если увидел браконьеров с сетями?
  2. Куда мигрируют прикамцы?
  3. Как изменится платёж за вывоз мусора в Прикамье?
  4. Пропускать ли пожарных, нарушая ПДД?
  5. Кто пойдёт на пенсию раньше?
  6. Когда в Перми откроются пляжи?
Объединять ли школы в Перми?