aif.ru counter
Вера Шуваева 706

Несказочная Шахерезада. Почему в новом пермском балете так мало танца?

Главную партию на премьере исполнила мировая звезда Диана Вишнёва.

«Шахерезада» Алексея Мирошниченко вдохновлена судьбой одной из самых поразительных женщин XX века – последней и единственной императрицы Ирана Фарах Пехлеви.
«Шахерезада» Алексея Мирошниченко вдохновлена судьбой одной из самых поразительных женщин XX века – последней и единственной императрицы Ирана Фарах Пехлеви. © / Андрей Чунтомов / Пермский театр оперы и балета

Три вечера Пермский оперный потчевал зрителей громкой премьерой: главный балетмейстер театра Алексей Мирошниченко представлял свою версию балета «Шахерезада» на музыку знаменитой симфонической сюиты Николая Римского-Корсакова.

В Пермь, на Вишнёву!

Главные партии в двух премьерных показах из трёх исполнили прима-балерина Мариинки и Американского театра балета Диана Вишнёва и её постоянный партнёр Марсело Гомес. Такие звёзды в Перми – огромное событие. И то, что на премьере присутствовали губернатор Прикамья Максим Решетников, министр культуры Вячеслав Торчинский и другие пермские чиновники, было само собой разумеющимся.

Но на «Шахерезаду» специально прилетел и миллиардер Роман Абрамович. В соцсети в тот же вечер появились фотографии, на которых запечатлены вместе Абрамович, Диана Вишнёва и Алексей Мирошниченко сразу после премьерного показа. Диана прямо в короне и костюме иранской императрицы, в роли которой она только что блистала на сцене.

Во втором отделении вечера давали уже ставший репертуарным одноактный балет «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского, тоже в хореографии Мирошниченко. Вишнёва смотрела его из зала, находясь в одной ложе с олигархом.

Кстати, два года назад, в мае 2017 года, Роман Абрамович уже был замечен в Перми на балетной премьере. Тогда, на закрытии Дягилевского фестиваля, балетоманов угощали сразу тремя новыми спектаклями: «Жар-птица», «Петрушка» и «Поцелуй феи». В первом танцевала Наталья Осипова, во втором – Диана Вишнёва.

Люди, которые имели всё, всё потеряли. Но при этом сохранили главное – свою любовь.
Люди, которые имели всё, всё потеряли. Но при этом сохранили главное – свою любовь. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Андрей Чунтомов

История любви

В традиционном представлении «Шахерезада» - это балет, основанный на сказках из «Тысячи и одной ночи». В версии Алексея Мирошниченко есть и Восток, и парадигма сказки, но сказки с абсолютно реальными чертами.

Его «Шахерезада» вдохновлена судьбой одной из самых поразительных женщин XX века – последней и единственной императрицы Ирана Фарах Пехлеви.

«Мы не занимаемся политикой, - поясняет Мирошниченко. - Наш спектакль о любви, стойкости, вере, самоотдаче. А пример Фарах Пехлеви стал эстетическим поводом рассказать языком хореографии историю, на самом деле похожую на сказку».

Рассказ этот восхищает глубиной, драматургической и режиссёрской выстроенностью, множеством мелких, тщательно продуманных деталей, стопроцентно попадающих в эпоху. Ну, собственно, как и во всех балетах Алексея Мирошниченко.

В неполные 50 минут ему удалось уложить 50 лет жизни Фарах. От первой встречи её, дочери обедневшего дворянина и студентки Парижской архитектурной школы, с шахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви, через их свадьбу, коронацию Фарах, грандиозные торжества по случаю 2500-летия Персидской империи в 1971 году, когда императорская чета пригласила в Персеполь весь мир, - до свержения монархии и бегства из страны.

Люди, которые имели всё, всё потеряли. Но при этом сохранили главное – свою любовь. «Я сыт потерями и обретеньем сыт. Со мной любовь моя, о чём ещё просить?» - такими словами персидского поэта Хафиза Ширази заканчивается либретто. И, по большому счёту, это самое важное, что заложено в пермской «Шахерезаде».

Что есть балет?

«Не могу сказать, что я играю в этом спектакле роль, - признаётся Диана Вишнёва. – Хочется в первую очередь соответствовать той исторической личности, которую я воплощаю. Тем более что Фарах Пехлеви благословила идею и либретто Алексея. И, даст бог, тоже увидит когда-то наш балет».

Наверняка, увидев его «вживую», Фарах останется довольна. Наверняка ей понравятся шикарные костюмы (работа Татьяны Ногиновой) и предметы иранского искусства, виртуозно вписанные в спектакль Альоной Пикаловой. И мизансцены, в которых каждый шаг, каждый поворот головы, каждый мимолётный взгляд – всё по-настоящему. И изумительные народные танцы. И завораживающий дуэт главных героев – нежный, чувственый, трепетный до мурашек.

Но почему-то думается, что этого единственного балетного диалога ей покажется недостаточно. Да, Диана Вишнёва и Марсело Гомес в прекрасной форме: лёгкие, пластичные, техничные. Глядя на них, веришь: перед тобой действительно супружеская чета, прожившая и пережившая вместе очень многое. Однако после спектакля многие зрители откровенно недоумевали: «А почему балета в балете так мало?» 

Правда, другие утверждали: «Звёзды сошлись: музыка, оркестр, хореография, исполнение, декорации, костюмы, погружение в историю и культуру Ирана. Всё вместе это и есть балет. Балет- это ведь не спорт и не цирк. Он про другое».

Идти не в ногу с коллегами, демонстрируя собственное, нестандартное видение, всегда сложно. В хорографии в том числе. Но кто-то же должен двигать её вперёд.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда построят перрон в аэропорту Перми?
  2. Зачем оформлять карту?
  3. Кто получит дополнительные баллы при поступлении?
  4. Несёт ли велосипедист ответственность за сбитого человека?
  5. Таблички на остановках заменят?
  6. Куда жаловаться на врачей?
Где вы проведёте летний отпуск?