Лариса Садыкова 0 363

Какой специалист нужен? Как быть родителям, если ребёнок «проблемный»

В феврале 2018 года депутат Госдумы Игорь Шубин внёс на рассмотрение в парламент законопроект.

Чем раньше родители обратятся к профессионалам, тем больше шансов компенсировать недостатки.
Чем раньше родители обратятся к профессионалам, тем больше шансов компенсировать недостатки. © / Екатерина Саенко / АиФ

Если его примут, сотрудники комиссий по делам несовершеннолетних получат право направлять детей на психологическую и медицинскую диагностику без согласия родителей. Речь идёт о случаях, когда сам ребёнок представляет социальную опасность. Кроме того, родителей, если будут упорствовать и защищать своё «опасное» дитя, предлагают штрафовать.

Предложение изменить закон поступило в Госдуму через месяц после нападения в пермской школе № 127. Оказалось, что один из подследственных – парень, у которого с раннего детства были проблемы с поведением. Мы решили узнать, как родителям понять, что их ребёнку нужна помощь специалистов, куда обратиться за консультациями и сколько на всё это есть времени.

Речь или поведение?

В редакцию «АиФ-Прикамье» обратилась мама пятилетнего мальчика. Ольга Шилова (имя изменено по просьбе женщины. – Авт.) с мужем и сыном живёт в одном из районов Прикамья.

Кстати
В Перми одно занятие с логопедом стоит от 500 рублей. Индивидуальная консультация психолога - от 1000 рублей.

«Наш Саша очень умный и добрый мальчик, но у него есть проблемы с речью – он не выговаривает несколько букв. В садике логопед с нами не занимался, и мы ходили к платному специалисту два раза в неделю. Это дорого, и нам посоветовали попросить в садике направление на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Если бы специалисты признали, что нужна помощь, появился бы шанс попасть в логопедическую группу, – рассказывает Ольга. – Идея была хорошей, потому что в специализированных группах логопед занимается три раза в неделю индивидуально, есть групповые занятия. Был шанс подкорректировать у сына речь».

Но всё пошло не так.

«Вам надо думать не о том, как ребёнок говорит, а первым делом о его поведении. Ему сложно сосредотачиваться и длительное время выполнять задания. Из-за особенностей нервной системы ему в первую очередь нужна помощь специалистов – психолога и дефектолога – и специальная образовательная программа (как вариант – специальный детсад)», – гласил вердикт психиатра ПМПК.

Члены комиссии предложили подписать заключение, но мама не решалась: бумагу вложат в личное дело в садике, а там такой «диагноз» психиатра. В ПМПК же сказали, что без подписи под заключением специалисты из системы образования помогать не смогут.

После подписи Сашу повели в единственный в районе коррекционный детсад, но туда его не взяли, так как не было медицинских показаний. В «своём» садике ни дефектолога, ни психолога не было, а логопед мог приступить к занятиям с мальчиком только со следующего года. При этом времени на подготовку к школе осталось мало, а значит, высок риск, что в школе у ребёнка начнутся конфликты с ровесниками, и адаптация будет проходить сложнее.

Критично оценивать

Чтобы проблемы в развитии не стали сюрпризом, родителям нужно критично оценивать своего ребёнка. Если что-то в нём настораживает, не стоит надеяться, что всё пройдёт само собой. Психологи говорят, что есть стандартные нормы развития ребёнка: когда он должен начать ходить, говорить и т. п. Это не означает, что у вашего малыша всё должно быть именно в эти сроки, но на них стоит ориентироваться.

«Первое, на что надо обращать внимание, – это речь. Если вы заметили, что она сильно отличается от того, что должно быть у ребёнка в этом возрасте, идите к неврологу, а если надо, то и к дефектологу, – считает психолог Елизавета Фалина. – Если ребёнок в течение долгого времени не может научиться складывать пирамидку, строить башню, есть ложкой – это тоже повод обратиться к специалисту. Если замечаете, что он не хочет контактировать с другими ребятами, а предпочитает одиночество, монотонно занимается каким-нибудь делом, повторяет одни и те же движения, ходит по кругу, носит одну и ту же одежду и не соглашается переодеваться – это тоже звоночек, чтобы обратиться к психиатру».

По словам эксперта, если ответ специалиста не удовлетворил, нужно пойти ещё к одному, чтобы сформировать более полную картину. Психиатры, неврологи, психологи, дефектологи готовы помогать. И чем раньше родители обратят внимание врача на то, что тревожит в ребёнке, тем больше шансов компенсировать недостаток и нормально социализировать малыша.

Куда ещё обратиться?

Для помощи детям с особенностями в развитии с 2016 года в крае работает Служба ранней помощи (в структуре Центра комплексной реабилитации инвалидов). Там помогают детям с самыми разными отклонениями от нормы, касающимися неврологии и психиатрии. Филиалы есть в Дзержинском, Кировском и Орджоникидзевском районах Перми, а также в Краснокамске, Лысьве, Чайковском, Березниках и Юсьве.

«Мы принимаем ребят со всего края. На сайте нужно скачать форму опросника, заполнить и прислать нам. Форма очень подробная – в ней более 250 вопросов. На основании ответов мы проведём первичную диагностику и пригласим родителей с ребёнком на встречу», – рассказала руководитель Службы ранней помощи Центра комплексной реабилитации инвалидов Пермского края Яна Боброва.

После этого специалисты составляют индивидуальную программу занятий и подробную инструкцию для родителей, как именно с ребёнком заниматься. Два месяца каждую неделю детей приводят на занятия в центр. Если нужно, программу продлевают. Главная задача на этом этапе – точно установить причину отклонения в развитии, восстановить нарушенную функцию и научить родителей проводить занятия с ребёнком.

«У любой функциональной системы (речь, движение, память, мышление и т. п.) есть своя критическая зона развития. Поэтому важно как можно раньше обращаться за помощью. С каждым последующим месяцем шансов её исправить всё меньше. Поэтому в Службе ранней помощи принимаем детей в возрасте до 3,5 лет. После четырёх речь уже идёт не о коррекции развития, а о реабилитации ребёнка с проблемами», – говорит директор Центра комплексной реабилитации инвалидов Пермского края Владимир Бронников.

Нужно объединить усилия ведомств

Министр социального развития Пермского края Павел Фокин:

«Каждое ведомство считает, что у него есть своя служба раннего вмешательства или ранней помощи. Но пока все занимаются своей узко направленной работой. К примеру, по линии Министерства образования и науки специалисты выявляют, какая образовательная программа нужна конкретному ребёнку – стандартная или коррекционная. В поликлиниках специалисты устанавливают ребёнку медицинский диагноз, если для этого есть основания. При этом по конкретному ребёнку не складывается целостная картина, хотя отклонения от нормы в развитии, поведении есть. Так как прямой задачи выявить все особенности развития нет, специалисты могут их просто пропустить и, как следствие, упустить.

В краевом Центре комплексной реабилитации инвалидов мы создали Службу ранней помощи, чтобы как раз объединить усилия всех ведомств, создать команду из специалистов всех отраслей. Они тестируют ребёнка по всем параметрам и выдают рекомендации, которые являются основой, техническим заданием для всех специалистов (системы здравоохранения, образования, да и для самих родителей)».

Специалисты есть, и их достаточно

Министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина:

«Детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучают и воспитывают по адаптивным образовательным программам. К этой категории относят дошколят с недостатками в физическом или психологическом развитии. В 2017 году детские сады края посещали 7614 ребят с ОВЗ, в том числе 1142 ребёнка-инвалида. Образовательные услуги по адаптивным программам, кроме региональной столицы, оказывают в девяти специализированных детских садах края (в Березниках, Кунгуре, Лысьве, Соликамске, Краснокамске и Чайковском). Работают 262 группы компенсирующей направленности для ребят с нарушениями речи и психического развития, в 362 садиках есть условия для инклюзивного образования.

Услуги дефектолога нужны не всем детям с ОВЗ, а только тем, у кого есть задержка психического развития и с нарушением интеллекта. Для них открыты 62 группы с адаптивными программами, в которых работают 73 штатных дефектолога. В эти группы ходят 932 ребёнка. Всего в садиках края работают 710 штатных логопедов и 337 психологов (без учёта совместителей). Чтобы с ребёнком занимались узкие специалисты бесплатно, нужно обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию в своём районе».

 


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Ремонт набережной продолжат?
  2. Заплатят ли присяжным заседателям?
  3. Когда выпрямят трассу до Большого Савино?

Что вы будете делать, если стоимость литра бензина вырастет до 50 рублей?