aif.ru counter
Ольга Семёнова 8561

«Мы теряем одарённых детей». Почему семьи отказываются от школы

Лейла Сазонтова одна из первых в Перми перевела сына на семейное обучение. Поначалу её решение вызывало у многих недоумение. Теперь с ней консультируются родители, решившие выбрать для детей альтернативную форму образования.

Школа серьёзно хромает в вопросе социализации – передачи ценностей.
Школа серьёзно хромает в вопросе социализации – передачи ценностей. © / Станислав Ломакин / АиФ

Месяц назад у пермячки Лейлы Сазонтовой вышла книга «Жизнь без школы» – своего рода азбука для хоумскулеров (тех, кто выбирает семейной образование. – Ред.). О том, каково это, когда ребёнок на таком виде обучения, как оградить детей от плохого и что не так с российской системой образования, материал «АиФ-Прикамье».

Люди привыкли

Ольга Семёнова, «АиФ-Прикамье»: Изменилось ли у нас отношение к тем, кто за домашнее образование?

Лейла Сазонтова: Первые два года знакомые задавали вопросы: «Ну что, вы уже начали жить нормально? Или всё ещё в школу не ходите?». Сейчас не спрашивают. Люди привыкли. Осуждения в наш адрес давно не слышала. Сейчас мы в классе, где кроме нас ещё несколько детей на семейном образовании. К нам относятся нормально. Чем больше времени проходит, тем больше становится хоумскулеров. Семейная форма образования стала частью обычной жизни.

Пермячка говорит, что у детей на семейном образовании расширяется круг друзей. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

–  У тех, кто переходит на такую форму обучения, бывают сложности?

– Да. Они связаны не с негативом в адрес таких семей, а с непониманием со стороны руководства школы и учителей. Порой они не знают, что с нами делать, что требовать с детей для сдачи зачёта. Это проблема системы образования. Педагогов не учат работать с детьми-хоумскулерами, хотя право обучаться по такой форме есть в законе. Впрочем, само законодательство вызывает вопросы, оно требует корректировок. Там много вариаций, формулировок «может быть», из-за чего многие вещи все трактуют по-разному. Надеюсь, в будущем эти бреши в законодательстве закроют.

– Какие есть мифы о семейном образовании?

– Многие думают, что в этом случае родители не работают. Это не так. Ещё один миф – отсутствие общения у ребёнка. Из опыта скажу, что круг знакомств у детей на семейном образовании расширяется. Они могут выбирать себе друзей сами, ориентируясь на свои интересы, возраст и другие социальные маячки.

Ещё один миф – семейное образование могут позволить себе только обеспеченные люди. Многие считают, что это огромные траты, что по каждому предмету нужен репетитор. Это не так. Мы экономим деньги: не сдаём в фонд класса, на праздники, не тратимся на тетради, на форму и т.п. Ориентируемся на свои нужды и желания, а не на то, что требуют покупать в школе.

Сын Лейлы 3,5 года назад перешёл на семейное образование и не жалеет. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Репетиторы не нужны по всем предметам. Большую часть программы могут объяснить родители, для этого необязательно иметь педагогическое образование. К тому же, семейное образование нужно в первую очередь для того, чтобы ребёнок сам научился учиться, добывать информацию, анализировать её.

Есть ли путь обратно?

– Случались ли моменты, когда вы хотели, чтобы ребёнок пошёл в школу?

– У меня не было таких мыслей. Но мы сразу договорились с сыном, что я периодически буду задавать ему этот вопрос. И я это делаю. До этого года у него не было сомнений. В конце весны он сказал, что хотел бы учиться в школе. Мы поговорили. И выяснилось, что это желание породил просмотр сериала про американскую школу. Сына привлекала атмосфера – вечеринки, тусовки, рок-группы и т. д. То есть некий романтизированный образ из сериала. Вскоре после этого у сына была аттестация. Он сходил в нашу школу, увидел, как там всё происходит на самом деле. И передумал, сказав, что хочет остаться на семейном обучении.

– Может ли что-то измениться в системе российского образования, чтобы вы захотели вернуться в общеобразовательное учреждение?

– Сложно сказать. В первую очередь я учитываю желание сына и действительно объективные аргументы. Пока этого не случилось.

У меня есть претензии к системе образования: профессионализм учителей, бюрократия, формирующиеся у школьников ориентиры. К примеру, в некоторых гимназиях дети достаточно высокомерные, оценивают других по финансовому положению. Случается, что они не общаются с теми, у кого не столь дорогие вещи. Не хочу, чтобы мой ребёнок рос в таком обществе. Да, я не могу поместить его в полностью стерильную среду, но могу изолировать от каких-то странных в моём понимании тенденций.

К тому же, есть другие причины, почему мой ребёнок не ходит в школу. Такая система неудобна моей семье. У нас определённый образ жизни, с которым мы не вписываемся в такую систему (работа без офисов и графика с девяти до шести и т. д.) Поэтому вряд ли изменения в системе вернут нас в школу.

– Планировали будущее сына после школы? Он собирается идти в вуз?

- Мы хотим, чтобы сын получил высшее образование. Он с раннего детства увлечён космосом. Подумывает стать астрофизиком. Сейчас ходит в астроклуб. Мы присматриваем курсы с таким уклоном. В России не так много вузов, где готовят астрономов и астрофизиков, и мы не самая передовая страна в этом направлении. Допускаем, что сын будет учиться за границей. Но в мире так быстро всё меняется, что пока рано об этом говорить.

Проблемы шире

– В Перми был скандал по поводу случаев, когда учеников не пускали на уроки из-за внешнего вида. Как у вас с подростковыми проявлениями?

– В мае у сына волосы были выкрашены в белый цвет – последствие его увлечения аниме. То есть никакие вещи, привычные сегодня для детской и подростковой среды, не обходят нас стороной (корейская музыка, аниме, просмотр роликов на YouТube и т.д.). Это всё равно приходит к нам в жизнь, как и другие веяния моды. Я спокойно отношусь к переменам во внешнем виде ребёнка и к тому, как он выражает себя в одежде. Считаю, что это один из этапов взросления, самоидентификации, выделения себя в толпе, может быть, даже саморазрушения. Но всё это, на мой взгляд, естественные этапы, которые в дальнейшем приведут к личностному росту. И всё, что связано с внешним видом, никак не влияет на умственные способности ребёнка.

Думаю, несправедливо не допускать детей до уроков из-за нестандартных причёсок или одежды. Но считаю, что тут проблема намного шире. Всё кроется в неумении взрослых принимать чужую точку зрения, признавать свою неправоту. Если бы в скандале с розовыми волосами администрация гимназии не упиралась и извинилась, у этой истории, думаю, не было бы такого резонанса.

– При приёме в школу мальчиков и девочек должны быть разные требования к баллам?

– Исследования нейрохирургии, с которыми я знакома, действительно говорят о том, что в определённый период взросления мозг у мальчиков и девочек развивается по-разному. Убедились в этом на собственном опыте, когда сыну не давались некоторые математические знания, а спустя несколько месяцев он с лёгкостью всё освоил сам. Поэтому здравое зерно в таком отборе есть. Но считаю, что, устанавливая критерии приёма, мы теряем много одарённых детей, которые впоследствии не могут раскрыться. Все мы знаем истории гениев, которых в школьном возрасте считали необучаемыми и даже безнадёжными. Вспомним Эйнштейна.

Это общая проблема массового образования, где нельзя к каждому найти индивидуальный подход. Но бывают совершенно абсурдные случаи. В одной из пермских школ учится девочка балерина. Она показывает блестящие результаты. Но ей нельзя бегать, чтобы не потерять данные (не допустить выворота стопы и т.д.). И у неё, с её большим талантом в балете, каждый раз возникают огромные сложности со сдачей физкультуры.

Поэтому надо в целом говорить о справедливости системы образования. В Перми родителям иногда приходится занимать очереди, чтобы записать детей в воскресные школы (а это всё равно не даёт гарантии того, что ребёнка потом возьмут в первый класс в это образовательное учреждение). Я знаю родителей, которые с трёх часов ночи ждали начала записи в «воскреску» в одну из гимназий. Иногда доходит до абсурда – люди покупают квартиры поближе к статусным школам, чтобы их детей приняли туда по прописке. И всё равно не исключены случаи, когда берут «своих да наших».

Сберечь от дурного

– Семейное образование может оградить детей от наркотиков, алкоголя, других аналогичных опасностей?

– Мне, как и любому родителю, хотелось бы оградить сына от всего дурного. Семейное образование – не стопроцентная панацея от плохого влияния. Но воздействие негативной среды при нашей форме обучения меньше. Нет влияния толпы, когда «все пошли – и я пошёл».

Меня особенно волнует, что сегодня дети с психическими отклонениями (я говорю о тех, кто проявляет агрессию) учатся вместе с другими ребятами. Я не против инклюзивного образования, но не когда есть угроза для остальных. Мы сами столкнулись с этим, когда сын учился в школе. Случается, что дети нападают на одноклассников, прыгают на партах, даже засовывают учителям руки под одежду и т.д. Педагоги и администрация ничего не могут с этим сделать. Дети с психическими отклонениями имеют право на образование и их нельзя отстранить от занятий или исключить за такое поведение (только при согласии родителей). А для других ребят такие дети – это стресс и порой угроза безопасности. Семейное образование отгораживает от всего этого ребёнка.

Мой сын волен выбирать своё окружение в отличие от ребят, которые вынуждены учиться в классе. Когда же дети сами формируют круг общения, они ориентируются на те принципы, которые заложили в них родители. Поэтому тут всё зависит от ориентиров, которые им дадут взрослые.

– В школе этому не учат?

– Нет. Об этом я говорю в своей книге. Школа серьёзно хромает в вопросе социализации – передачи ценностей. Учителя всё больше вынуждены заниматься не детьми, а заполнением отчётов. Им некогда воспитывать детей, и они не обязаны это делать. В итоге зачастую передача ценностей (вопросы морали, уважения и т.д.) выпадает из жизни ребёнка. Этим не занимаются ни учителя, ни родители. А ведь именно это определяет многое в жизни.

Досье
Лейла Сазонтова. Родилась в Перми в 1988 г. В 2010 г. с отличием окончила филологический факультет ПГНИУ по специальности «Журналистика». С 2019 г. работает выпускающим редактором сайта и соцсетей издательства «Бомбора», входящего в издательский холдинг «ЭКСМО-АСТ». Член Союза журналистов РФ.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (3)
  1. Белашов Сергей[facebook]
    |
    02:21
    05.07.2019
    0
    +
    -
    Власть коррупционеров, коммерциализация, частная собственность развалила школу. Вот люди и не хотят калечить детей в этой прогнившей школе.
  2. Кеша Попугай[googleplus]
    |
    15:06
    08.07.2019
    0
    +
    -
    В школе много влияния со стороны сверстников, так можно и в плохую компанию попасть или под предлогом "слабо" сотворить какую-нибудь дичь. О и про цвет волос, мне когда-то в 8 классе из-за перекрашенных волос(только в чёрный цвет), по математике оценку за четверть снизили, сказать что это не объективно - не сказать ничего.
  3. Елена Козлова[facebook]
    |
    19:20
    09.07.2019
    0
    +
    -
    Домашнее обучение - путь в никуда! Доказано, что успех в первую очередь зависит от "человеческого фактора", а не от знаний. Умение легко контактировать не с теми, кто нравится (!), а с трудными и опасными! Им жить в нашем обществе со всеми опасностями. А вы будете водить их за ручку всю их жизнь?
Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда построят перрон в аэропорту Перми?
  2. Зачем оформлять карту?
  3. Кто получит дополнительные баллы при поступлении?
  4. Несёт ли велосипедист ответственность за сбитого человека?
  5. Таблички на остановках заменят?
  6. Куда жаловаться на врачей?
Где вы проведёте летний отпуск?