Марина Медведева 0 771

Формула радости. Почему ребёнку важно быть счастливым в школе?

Взрослым надо чаще вспоминать, что детство – это не период подготовки к жизни, а сама жизнь

Если ребёнок в детстве будет счастлив, этот опыт он обязательно возьмёт в будущее.
Если ребёнок в детстве будет счастлив, этот опыт он обязательно возьмёт в будущее. © / Ирина Якунина / АиФ

Смех и радость, встречи с друзьями и первая любовь: воспоминания о школе всегда больше, чем просто заученные на всю жизнь формулы и правила.

О том, должны ли учителя только наполнять учеников знаниями или ещё и воспитывать и почему для ребёнка важно чувствовать себя в школе счастливым, мы поговорили с деканом факультета правового и социально-педагогического образования ПГГПУ Венерой Коробковой.

Детство – это сама жизнь

Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: Почему, на ваш взгляд, взрослые так часто ругают подрастающее поколение: мол, всё делают не так, не уважают старших, знать ничего не хотят?

Венера Коробкова: Подобные сетования можно найти и в древних писаниях. Например, древнегреческий поэт Гесиод в VIII в. до н. э. писал: «Я не вижу никакой надежды на будущее нашей страны, если она окажется в руках сегодняшней молодёжи, легкомысленной и беззаботной сверх всякой меры. Когда я был молод, нас учили благоразумию и почтению к старшим, а нынешняя молодёжь чересчур умна и не терпит каких бы то ни было стеснений».

Досье
Венера КОРОБКОВА, к. п. н., доцент, родилась в Перми. В 1993 г. окончила истфак ПГГПУ с квалификацией «Учитель истории и права». В 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2005 г. - декан факультета социальной педагогики ПГГПУ. Замужем, двое детей.
Повзрослев, мы уверены, что всегда точно знаем, что и как нужно делать в жизни. Это вечная история, когда взрослые не готовы критично относиться к себе и осознать, что в мире всегда идёт прогресс, а его двигателем является молодёжь. Поэтому я уверена в том, что наше подрастающее поколение лучше, чем мы. Для меня это факт. Они динамичные, смелые, креативные, любопытные. Нам надо у них учиться искренности, честности, быстроте принятия решений, тому, как они умеют романтично дружить и любить. Мне кажется, что без такой установки по отношению к молодёжи в педагогике просто нельзя работать.

– Часто детей, подростков, студентов критикуют за поверхностное мышление. Справедливо ли это?

– Такое мышление – закономерный результат технического прогресса. И к этому нужно относиться как к данности. Бесполезно предлагать ребёнку искать ответ на вопрос в книгах и словарях и тратить на это много времени, когда он знает, что с помощью Интернета найдёт его за три секунды. Поэтому, работая со студентами, я стараюсь стимулировать развитие их мышления – формулирую задания так, чтобы им пришлось не просто искать информацию, а ещё и думать, размышлять, сравнивать, анализировать, определять свою точку зрения. Мне важно, чтобы, выйдя из стен вуза, выпускники научили думать своих детей и учеников.

Я уверена в том, что наше подрастающее поколение лучше, чем мы. Для меня это факт. Они динамичные, смелые, креативные, любопытные. Нам надо у них учиться искренности, честности, быстроте принятия решений, тому, как они умеют романтично дружить и любить.

– Когда ваши выпускники выходят из стен вуза, в какую школьную обстановку они попадают?

– Современные учебные заведения, безусловно, разные: есть те,  которые  обеспечивают хорошие  условия для развития, есть чуть похуже. Но существуют некоторые печальные, на мой взгляд, тенденции, которые я наблюдаю в современной системе образования. Дети перестали с радостью относиться к школе. Как мама третьеклассника и преподаватель, обеспокоена тем, что школа сегодня стала местом «тяжёлой и мучительной подготовки» к «трудной и суровой жизни».

У Самуила Маршака есть замечательное четверостишие:

Нам говорит старинная пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни преуспеет тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живёт.

Я думаю, что нам, взрослым, чаще надо вспоминать, что детство – это не период подготовки к взрослой жизни. Это сама жизнь. И если ребёнок в детстве будет счастлив, этот опыт он обязательно возьмёт в будущее.

– Учителя готовы создавать такое счастливое настроение у детей?

– Своих студентов-первокурсников я всегда спрашиваю, были ли они счастливы в школе. И вы знаете, они начинают смеяться так, как будто я спросила их о чём-то из области фантастики. Все априори понимают, что в школе нельзя быть счастливым. Моменты счастья в учебном заведении, о которых говорят студенты, это когда объявили карантин, заболел учитель, отменили самостоятельную работу. Мне кажется, это неправильно. Одна студентка вспомнила, как она и её одноклассники были счастливы, когда после тяжёлого урока математики учительница разрешила им поскакать на стульях по коридору. К сожалению, далеко не каждый преподаватель способен вот так «поймать» настроение детей и добавить лёгкости в сложный процесс обучения. У учителей из профессиональной зоны внимания ушёл Человек. Остались отчёты, рейтинги, показатели. Наверное, для большой статистики это и важно. Например, при выборе школы для ребёнка родители обращают внимание на количество выпускников, хорошо сдавших ЕГЭ. Но рейтинги и показатели не должны быть главными в работе педагога.

– А что главное?

– Учитель должен воспитывать личность, зажигать интерес к знаниям, мотивировать учеников на успех, подвиги и открытия. Сегодня процесс воспитания как процесс передачи социально значимого опыта бесполезен. Он для современной молодёжи не нужен – слишком быстро меняются условия жизни. Педагогу необходимо прежде всего формировать у учеников общечеловеческие ценности. И лучше, чтобы учитель сам был носителем этих ценностей. Мне очень жаль, что статус педагога в последние годы сильно упал, в педвузы абитуриенты очень часто идут по остаточному принципу. К счастью, надежда есть: в этом году конкурс в наш вуз был строже, чем обычно, и на первый курс поступили очень талантливые и мотивированные ребята. У них горят глаза, они хотят изменить школьный мир к лучшему.

Дельфин на дереве

– Что нужно ученику для полноценного развития в школе?

– Во-первых, необходимо, безусловно, позитивное отношение и уважение к нему как личности. Дети должны чувствовать, что они значимы в школе. Во-вторых, нужен индивидуальный подход к каждому ученику, что, конечно, трудно сделать в условиях загруженности классов и занятости учителей. Всегда привожу студентам на лекциях такой пример: представьте, что перед вами в классе сидят дельфинчик, воробушек, белочка и ёжик. Вы всем дали задание залезть на дерево. Кто виноват, что дельфинчик не смог этого сделать? Система нормативной оценки не учитывает индивидуальные возможности детей и тем самым формирует у них низкую самооценку. Грамотное отношение к ошибкам ученика (а ребёнок имеет право на ошибки, когда учится) и личностный подход к оцениванию результатов его труда также позитивно влияют на его развитие. Важно понимать, по каким критериям мы оцениваем, сравнивать ребёнка с самим собой, а не с другими детьми. В-третьих, это разнообразие внеучебной работы в школе. Именно внеклассные мероприятия запоминаются детям после окончания учебного заведения. Именно они создают условия для формирования дружного коллектива учащихся, дают возможности для самореализации в творческой деятельности, а также дарят настроение романтики и счастья.

Учитель должен воспитывать личность, зажигать интерес к знаниям, мотивировать учеников на успех, подвиги и открытия. Сегодня процесс воспитания как процесс передачи социально значимого опыта бесполезен. Он для современной молодёжи не нужен – слишком быстро меняются условия жизни.

Вместе – лучше

– В отношениях учебных заведений с родителями тоже есть большие проблемы. Откуда это идёт?

– В начале 90-х, когда развалился Советский Союз, определили, что воспитание ребёнка – дело семьи, а функция учебных заведений – только обучение. А до этого 70 лет детей воспитывали школа и коллектив (октябрятский, пионерский, комсомольский, кружки по месту жительства), а мамы и папы «строили коммунизм». Традиции семейного уклада и семейного воспитания были нарушены. В результате в начале 90-х мы получили огромное количество беспризорников и социальных сирот. Сейчас стало ясно, что в воспитании детей семья и школа должны выступать партнёрами. У каждого из них есть своя зона ответственности, перевешивать её друг на друга нельзя. Не каждый профессионал в школе сможет понять психологические особенности ребёнка. Родителям это тем более трудно, часто им нужна помощь специалистов. Наши педагоги не всегда умеют и знают, как выстраивать это партнёрство с родителями. На кафедре социальной педагогики университета мы много лет занимались изучением проблемы развития воспитательного потенциала семьи и сегодня знакомим учителей с современными подходами к работе с семьёй на курсах повышения квалификации. Радует, что в продвижении этих идей сейчас заинтересовано краевое Министерство образования.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Что означает класс энергоэффективности жилого дома?
  2. Кому повысят стипендии?
  3. Как соблюдать рождественский пост?

Где вы планируете праздновать Новый год?