Мария Сафина 0 505

Мучения пятиклассника. Как помочь ребёнку адаптироваться в средней школе

Переход в среднее звено – очередной этап в жизни каждого школьника. Порой пятикласснику бывает так же сложно, как ученику первого класса. Новое расписание, незнакомые педагоги и много самостоятельности. Как узнать, готов ли ребёнок к этим трудностям?

Пятиклассники нуждаются в поддержке не меньше, чем первоклассники.
Пятиклассники нуждаются в поддержке не меньше, чем первоклассники. © / Ирина Якунина / АиФ

Некоторые родители совершают ошибку, считая, что к пятому классу ребёнок уже совсем взрослый, привык к школе и можно расслабиться. На самом деле родителям стоит внимательней подойти к этому периоду школьной жизни сына или дочери.

Как помочь ребёнку адаптироваться к средней школе? Об этом мы поговорили с учредителем учебного центра «Современное образование» Мариной Сорокиной.

Новый мир

Мария Сафина, «АиФ-Прикамье»: Ребёнок пошёл в пятый класс. Это сложнее или легче, чем первый раз в первый класс?

Марина Сорокина: Много общего. Пятый класс – это как будто из однокомнатной квартиры переезжаешь в большую десятикомнатную: с трудом запоминаешь, где что находится, в каждой комнате что-то своё. Требуется время, чтобы адаптироваться.

- Насколько пятиклассник способен контролировать себя, своё время, школьное расписание? Другими словами – пора ли родителям дистанцироваться?

- Дистанцироваться родителям надо постепенно. И намного раньше, чем ребёнок попадёт в безбрежное море среднего звена. Учить самостоятельности нужно в течение всех четырёх лет начальной школы. Если вы решили, отправив своего пятиклассника 1 сентября в школу, что звонок прозвенел и для вас это сигнал свободы, то это не так. Трудности адаптации лучше пережить вместе, поддерживая ребёнка и параллельно отрабатывая навыки уверенной ориентации в новом пространстве, новом коллективе, новых отношениях с учителями.

- В начальной школе многие задания дети делают с родителями (а бывает, что и родители вместо ученика). Как научить ребёнка самостоятельно выполнять задания – к примеру, сложные презентации, доклады и т. п.?

- Нужно научить ребёнка контролировать свои учебные дела. И если представить образно самоконтроль в виде мышцы, то, если все домашние задания делаете с ребёнком вы или репетитор, она уже изрядно атрофировалась. Не забирайте ответственность за школьные задания в свои руки. Будьте рядом, помогите с поиском книг, блесните интеллектом во время подготовки ребёнка к докладу, расскажите ему интереснейшие факты, дайте идеи, как его оформить. Но инициатива должна быть в руках ребёнка. Срок сдачи доклада – это его ответственность, поиск материала, отработка выступления может происходить с вашей помощью, но роли должны быть распределены правильно. Не мама каждый день напоминает: «Скоро сдавать доклад!», а ваш сын или дочь обращается к вам за помощью. Не давайте мышцам ответственности прийти в негодность из-за невостребованности.

Кружки и секции подождут?

- Как помочь пятикласснику запомнить всех учителей и привыкнуть к новой школьной жизни?

- Я думаю, здесь не о чем беспокоиться. Это произойдёт само собой и гораздо быстрее, чем кажется родителям.

- Стоит ли совмещать школу с дополнительными занятиями, кружками в этот год учёбы?

- Ребёнок всегда должен жить полной жизнью. Занятия танцами, музыкой, спортом, шахматами дают ему нисколько не меньше, чем география, биология, математика, русский язык. Человеческий организм требует развития всех участков мозга и тела. Спорт, музыка помогают хорошо учиться. Это законы природы.

- И всё-таки пятиклассник – это уже подросток или ещё ребёнок?

- Пятиклассники – это самый чудесный нежный возраст. Они находятся между милыми, ещё не оперившимися четвероклашками и уверенными, резвыми шестиклассниками. В начале учебного года они немного растерянны, на всё готовы, открыты, улыбчивы, их любят учителя. Со второй-третьей четверти начинают портиться оценки. Что естественно, но трудно воспринимается родителями. Дети начинают нервничать, внутренне защищаться. И начинается постепенный переход в мир подростковых проблем.

Звонок учителю и вечерний чай всей семьёй

- Как родителям понять, что у сына или дочери есть проблемы в школе? В начальной школе можно было советоваться с классным руководителем, «сверять часы» с ним. А в пятом классе учителей много - всем звонить не будешь.

- Если вы заинтересованы в хороших отношениях с учителями – будьте в курсе, держите контакт с ними, с классным руководителем. Иногда проблема решается за пять минут короткого разговора, в котором проясняются некоторые вещи, казавшиеся непреодолимыми препятствиями. Когда учитель знает родителя, ему легче решить возникшие сложности. Общение – волшебный инструмент.

Кроме того, будьте таким родителем, которому ребёнок не боится рассказывать всё. Сделайте традицией вечером за чаем всей семьей собираться и делиться новостями. Папа – о работе, мама – о прочитанной книге, ребёнок – о школе, о секции, о друзьях. Тогда чай станет долгожданным для всей семьи временем.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Когда вырастут компенсации за детский сад?
  2. Кому платить за коммуналку?
  3. Почему слабеет рубль?

Где вы планируете праздновать Новый год?