Марина Медведева 0 309

Учитель – не ментор. Почему педагогам и школьникам важно сотрудничать

Заслуженный учитель РФ Сергей Полянский о том, что школа должна не только учить, но и воспитывать.

Сергей Полянский и один из его учеников - золотой медалист Международной Олимпиады по физике 2017 г. Василий Югов.
Сергей Полянский и один из его учеников - золотой медалист Международной Олимпиады по физике 2017 г. Василий Югов. © / Сергей Гриневич / Из личного архива

Мел и доска – это всё, что нужно заслуженному учителю России Сергею Полянскому на уроках физики. Он считает, что интерактивные доски и электронные учебники не сделают учебный материал более привлекательным, если педагог не знает, как поддержать интерес школьников к предмету.

О том, как чтение книг влияет на знание математики и как учителю стать другом для учеников - в материале «АиФ-Прикамье».

Товарищи по учёбе

Досье
Сергей Полянский, родился 8 июня 1954 г. в г. Тим, Курской обл. В 1977 г. окончил ВКИУ в г. Перми по специальности «Системы управления летательных аппаратов и технологическое электрооборудование к ним». В 1988 г. – математический факультет Витебского государственного пединститута. В Пермь приехал в 1991 г. Работал в школе № 9, а с 1994 г. преподаёт в школе № 146.
Сергей Полянский более 20 лет преподаёт в школе № 146. Его выпускники учатся в лучших вузах страны и работают по всему миру. Золотой медалист Международной олимпиады по физике 2017 года Василий Югов – тоже его ученик. У педагога даже есть своеобразный фан-клуб. Школьники посвятили ему страничку в социальной сети.

Марина Медведева «АиФ-Прикамье»: Вы видели эту страничку?

Сергей Полянский: Не видел, так как соцсетями не пользуюсь. Убеждён, что человек должен жить в реальном мире. И детям говорю то же самое. Мне кажется неверным подменять реальную жизнь виртуальным общением. Интернет может быть полезен только в том случае, если необходимо получить какую-то информацию или пообщаться, если нужно. Но проводить в Сети часы – это потеря времени. Также негативно я отношусь к электронным учебникам. Печатная книга согревает и настраивает ребёнка на совершенно иной лад в учёбе. У электронного учебника такого свойства нет.

– И тем не менее эта страничка – детское признание. Значит, вы нашли к ним подход. Поделитесь, в чём секрет.

– Трудно сказать. Могу только ответить, что для меня важно сотрудничество с учениками. Учитель не должен быть ментором. Он, скорее, сотоварищ в учёбе. Я, например, по натуре человек сомневающийся, поэтому всегда стараюсь обращаться к разуму детей. Именно это – сотрудничество учителя и ученика – отличает нашу школу от множества других. Самое главное, как мне кажется, то, что в общении мы взаимно обогащаем друг друга. Есть такие вещи, которых мы, педагоги, не знаем. И такое взаимообогащение позволяет выстраивать более верные отношения.

К сожалению, в последние два десятилетия наша система образования старательно отказывается от воспитательной функции. А ведь именно это в процессе становления ребёнка самое главное. Без воспитательной составляющей все усилия педагога почти напрасны. К нам приходят обычные дети, которых много в городах и на селе. Но в процессе взросления и общения с учителями и сверстниками внутри школы они становятся другими.

Читайте книги

– А какие они – ваши ученики?

– У них не потерян интерес к знаниям, они ставят высокие цели, к которым хотят идти. А если есть такая цель, то в неё необходимо вкладываться. Они не озабочены тем, чтобы через два-три года успешно сдать ЕГЭ и поступить в вуз. Это естественный результат учёбы, потому что даже наши троечники поступают на бюджетные отделения высших учебных заведений страны. Кстати, по итогам этого года всего один из 90 выпускников получил золотую медаль. В Пермском крае, если не ошибаюсь, более 700 медалистов. И это настораживает. А вот результаты ЕГЭ уже не столь впечатляющие.

Возьмём математику. С одной стороны, средний балл по этому предмету вырос, но это ровным счётом ни о чём не говорит. Сейчас достаточно много детей сдают не профильный, а базовый экзамен, поэтому говорить о повышении уровня знаний в этой сфере пока нельзя. Кроме того, если бы подсчёты вели так же, как в прежние годы – за половину выполненного задания давали по три балла, – то большинство учеников получили бы двойки.

Тем временем без крепких базовых знаний в области математики невозможно развитие фундаментальной науки, инженерного дела. Да, в Перми есть уникальные школы, которые делают крен в сторону профессиональной подготовки. Но скажите, как можно готовить инженеров, если ребёнок плохо знает точные науки?

– С чем, по вашему мнению, связано падение уровня знаний?

– Дети сейчас стали меньше читать. Это очень важный момент. Не читая ты не учишься анализировать, глубоко вникать во что-то. А точные науки всё это предполагают. В свою очередь, знание физики и математики многое даёт: развивает аналитическое мышление, учит правильно оценивать различные ситуации, принимать взвешенные решения. Правда, с другой стороны, получается горе от ума. Человек начинает видеть много противоречий в жизни.

Умение прощать

– Кто в вашей школе может рассчитывать на золотую медаль?

– Очень усидчивый ребёнок с хорошими задатками, который ровно распределяет свои усилия на все предметы. Но те дети, которые «сверкают», выдающиеся ребята, медалистами не становятся. Для достижения высоких целей - например, победы на международных олимпиадах - нужно много сил. На все предметы их уже не хватает. К тому же такие дети самодостаточны и очень умны – их мало прельщают медали.

– Им нужна особая программа?

– Всё, что касается таких ребят, выходит далеко за рамки школы. Уже в десятом классе они справляются с такими задачами, которые даже я не могу быстро решить. Однако направлять их необходимо, потому что поступательное движение вверх основывается только на том неподдельном интересе, который должен быть у ребёнка к освоению того или иного предмета. Поддерживать этот интерес – самое трудное в работе педагога.

– Как разглядеть талантливых детей?

– Заметить, что ребёнок одарённый, можно по походке, по повороту голову, по тому, как он улыбается и на что-то реагирует. Дело не в том, как разглядеть одарённость, а как её не потерять и развить. Всё зависит от того, в какую среду попадает ребёнок. Если среда резонирует с его интересами, то он развивается. А для этого нужны самоотверженные люди, учителя, которые просто делают своё дело. Иначе ничего не получится.

– Чему вас учат ваши ученики?

– Непосредственности, доброте, терпимости и умению прощать. Как мне кажется, в наших школах главным достоинством детей является то, что они могут прощать старшим почти всё, а мы не всегда делаем то же самое. Считаю, что нужно уметь исправлять свои ошибки и при необходимости извиняться перед детьми, если учитель был неправ.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Регистрировать ли квартиру на детей, если использовали маткапитал?
  2. Когда покупать тур на Новый год?
  3. Сколько в Прикамье долгожителей?

Распрямлять ли дорогу до аэропорта в Перми?