aif.ru counter
Вера Шуваева 0 180

Небо. Самолёт. Паника. Что делать, если лететь страшно?

«Твердя «мой самолёт не разобьётся», человек фактически внушает себе: «мой самолёт разобьётся», – предупреждает известный психотерапевт.

В течение нескольких часов жизнь человека, летящего в самолёте, зависит не от него, а от опыта пилотов и исправности машины.
В течение нескольких часов жизнь человека, летящего в самолёте, зависит не от него, а от опыта пилотов и исправности машины. © / Ирина Якунина / АиФ

По статистике самым безопасным видом транспорта является самолёт: вероятность погибнуть в авиакатастрофе в сотни раз меньше, чем в ДТП. Однако страх перед полётом испытывают, согласно той же статистике, 70% авиапассажиров. Причём 5% пребывают в состоянии прямо-таки панического ужаса. Надо ли этот страх преодолевать и если надо, то как? Вопрос отнюдь не праздный, ведь психическое состояние – часть нашего здоровья. Об этом «АиФ-Прикамье» поговорил с врачом-психотерапевтом Пермской клинической краевой психиатрической больницы, академиком Российской академии социального образования Владимиром Рюминым.

Создай свой мультик!

Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: Владимир Георгиевич, вы сами летать боитесь?

Владимир Рюмин: Конечно. Точнее, всегда испытываю чувство дискомфорта. Раньше, когда работал с хоккеистами «Молота», перелёты были довольно частыми. И хуже всего я переносил рейсы ночью или рано утром. Кстати, с четырёх до шести утра в кровь выбрасывается минимальное количество защитных гормонов коры надпочечников, и в это время наш организм особенно уязвим и беззащитен.

– Но кто-то и ранним утром садится в самолёт и сразу засыпает, а кто-то в ужасе считает минуты до приземления.

– Во-первых, у человека могут быть объективные причины бояться авиаперелёта: тяжёлая гипертония, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма. Для страдающих этими заболеваниями резкое изменение высоты способно обернуться трагедией. Поэтому воздушных путешествий им желательно избегать.

А во-вторых, страх как защитно-оборонительная реакция присущ каждому человеку. И аэрофобия есть не что иное, как частный случай усиления данного инстинкта. Ведь человек, летящий в самолёте, находится в необычной обстановке, оторван от земли. Кроме того, его жизнь в течение нескольких часов зависит не от него, а от опыта пилотов и исправности машины.

– Наверняка после авиаката­строф страхи перед полётами усиливаются?

– Безусловно. Например, после падения «Боинга» 10 лет назад. Одно дело, когда подобная катастрофа случается где-то далеко, другое – когда она настолько близка. В таком случае срабатывает механизм автоматической идентификации: «На месте погибших мог быть я или мои родственники». У меня на борту «Боинга» не было никого из знакомых, но двое суток после случившегося я, едва закрыв глаза, видел во всех подробностях, как падает самолёт.

– И что помогло избавиться от страшной картинки?

– Начал вытеснять её другой, представляя себе луг, реку, берёзки. Сразу хочу предупредить, что вытеснение не должно быть быстрым. Создавать приятную картинку нужно, не уничтожая прежнюю, а рядом с ней. Создаёте, смотрите, приближаете. Становясь большой, вторая картинка постепенно вытеснит первую. Как в мультике. Производство таких «мультиков» доступно каждому, хотя многое здесь зависит от умения человека расслабляться. Без этого умения, кстати, нет прока и от различных внушений, к которым нередко прибегают авиапассажиры.

Релаксация – ежедневно

– Значит, просто установка типа «мой самолёт не разобьётся» неэффективна?

– Частицу «не» наше бессознательное отрицает, не принимает вообще. Фактически человек внушает себе при этом: «Мой самолёт разобьётся». Впрочем, и позитивная формула (например, «я чув­ствую себя в полёте спокойно») должна обязательно сочетаться с расслабленным состоянием мышц. Причём тут замкнутый круг: формула усиливает мышечное расслабление, а расслабление усиливает эффект формулы.

– Тогда о приёмах релаксации хотелось бы подробнее. Возможно, кто-то, садясь в самолёт, возьмёт их на вооружение.

– Релаксацией надо заниматься регулярно. А только в полёте – это не сработает. Как не срабатывает, допустим, успокаивающее вязание, если раньше человек к нему практически не притрагивался.

Выделите для тренировки полчаса. Лягте, не скрещивая ноги, закройте глаза и послушайте своё дыхание, сосредоточившись на выдохе. В норме он должен быть длиннее вдоха в два раза, но стресс его обычно нарушает. Поэтому, чтобы справиться с напряжением, надо сделать выдох в три-четыре раза длиннее, чем вдох. Теперь добавляйте мышечный компонент: напрягайте все мышцы на вдохе и резко отпускайте их с выдохом. Появляется чувство тепла, тело слегка тяжелеет. В этот момент можно использовать визуализацию: постарайтесь представить себе что-нибудь приятное – те же картинки природы, что-то из детства, вкусный торт …

– И как часто нужно проводить такие тренировки?

– Ежедневно. По идее, они должны быть столь же привычным атрибутом жизни цивилизованного человека, как чистка зубов.

– Умение расслабляться грамотно – это здорово! Но так ли уж необходимо преодолевать аэрофобию во что бы то ни стало? Может, разумнее просто взять билет на поезд?

– К сожалению, жизнь не всегда даёт нам возможность выбора. Хотя, как психотерапевт, я считаю: когда выбор существует, нужно жить не «долженствуя», а руководствуясь собственными ощущениями. Страх страху рознь. Если он, что называется, неодолимый, то ломать себя через колено однозначно не стоит.

Одежды иронии

– Известно, что великий Гёте страшно боялся высоты: не мог смотреть вниз с гор, с высоких башен, даже с балконов. Но он стал смотреть вниз до одури, до головокружения – и перестал бояться!

– Да, «надул природу», как с гордостью говорил он потом. Факт этот достаточно известный. Но тут очень важна дробная десенсибилизация, то есть постепенное снижение чувствительности к страху: смотреть 5 минут, потом 10 и т. д. Или смотреть сначала с высоты 5 м, потом 10 м. Большое значение имеет и то, стоит ли перед человеком какая-то сверхзадача. Когда он осознаёт абсолютную необходимость данного действия, страх подавляется.

– Значит, без высокой цели – никак?

– Это с одной стороны. С другой – хочу процитировать известнейшего американского психотерапевта Ирвина Ялома, призывавшего «вернуться к жизни в одеждах иронии вместо покрова отчаяния». Почаще использовать эти «одежды», на мой взгляд, полезно и если человек испытывает страх перед полётами. Помню, как-то с врачом «Молота» мы подошли уже к трапу самолёта, как вдруг объявили задержку рейса. Спрашиваю коллегу с тревогой: «Долетим?» А он, смеясь: «Кому суждено утонуть – не повесится!» И, знаете, такие шутки помогали.

Важно!

■ Сидя в кресле самолёта, не кладите ногу на ногу. Это поможет избежать лишнего давления на вены, не будет застоя крови в сосудах ног и таза.

■ Вставая с кресла, делайте потягивающие движения руками и ногами.

■ Чтобы избавиться от закладывания ушей, обусловленного перепадами давления, чаще сглатывайте слюну, сосите кислые карамельки.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Кому положен перерасчёт пенсии?
  2. Кто получит повышенную стипендию?
  3. Как правильно охотнику оформить зверя?

Поддерживаете ли вы закрытие молочных кухонь?