Татьяна Плоскова 1 658

Даром преподаватели. Почему молодёжь не хочет учиться?

Статья из газеты: АиФ-Коми № 10 09/03/2016

Интервью с известным печорским экономистом и преподавателем.

«Сегодня преподаватели аттестуют студентов, закрыв глаза на слабое знание предметов. Ситуация в системе подготовки специалистов трудная. И она не изменится до тех пор, пока чиновники не перестанут учить своих детей за границей», - считает известный печорский историк и экономист Константин Радьков.

Вуз по подготовке сантехников

– Константин Исакович, у вас за плечами 43 года преподавательской работы. Как, по-вашему, эволюционирует молодёжь? Что она представляет из себя, если смотреть на неё, исключив конфликт отцов и детей?

– Молодёжь, увы, становится хуже. И в основной массе состоит из агрессивных дикарей, которые любым способом хотят урвать деньги и обменять их на блага. Телевизионная пропаганда, знаете ли... Что касается интеллекта, то сегодняшние выпускники школ малообразованны, знания их не системные, а интереса к учёбе нет. Я начинал педагогическую работу в 70-е годы в сельских школах Подчерья и Каджерома. Тогда детей, заинтересованных в учении, было процентов 80. Сейчас - от силы 10. Остальные не хотят учиться ни платно, ни бесплатно. 

Досье
Константин Радьков родился в 1943 году. Окончил исторический факультет Ленинградского госуниверситета и Университет экономики и финансов по специальности «Экономист по экономической теории». Работал директором школ, инспектором и заведующим районо, преподавателем. В 2015 г. оставил работу.
Поясню. В своё время я работал в речном училище, план приёма в который на бюджетные места составлял 125 человек. И были годы, когда за неуспеваемость мы выгоняли по 80-90 учащихся со всех курсов. То есть почти весь набранный курс! Ребята не тянули, они знали: зачёт им поставят и так. И ставили, чтобы директор не получил нагоняй, потому что образование - система, где нижестоящий отчитывается перед вышестоящим. И двоечников держали до последнего.

Что уж говорить о коммерческих вузах. Если студент заплатил, то кто его отчислит?! Можно не ходить на занятия - и не ходят. Дайте диплом - и всё! Профессиональное образование превратилось в простую выдачу дипломов. За деньги.

Шаги для лечения

– Повернуть регресс вспять возможно?

– Заболевание общее, системное. И лечить нужно государственную систему, которая работает неэффективно. Мало требовать бесконечного совершенствования педагогов: образование - мост с двусторонним движением, где учитель и ученик идут навстречу друг другу. То есть, если я хочу научить, а студент учиться не желает, ничего не выйдет. Как заинтересовать студента?

Образованному платить минимум в 2 раза больше, чем необразованному. А сейчас монтажник окон зарабатывает больше иного человека с дипломом. Надо, чтобы чиновники учили своих детей только в российских вузах. И, наконец, в разы сократить вузы. Поголовное формальное высшее образование - зачем оно?

– Как-то администратор одной гостиницы мне не без гордости сказала, что у неё работают горничные с высшим образованием.

– Я 14 лет преподавал в Печорском филиале Московской академии водного транспорта. Готовили на платной основе только экономистов. Зачем их столько? И кем они работают? Один меняет окна, другой - сантехник, кто-то - в налоговой, многие - в банках, остальные - продавцы.

– Хотели выйти в люди - не вышло.

– Вот поэтому высшее образование не должно быть поголовным. А чтобы те, кто его получил, работали по специальности, надо восстановить систему распределения выпускников.  

Ничего себе

– Константин Исакович, вы экономист. Давайте обсудим экономическое положение республики.

– Об экономическом положении Коми можно судить глядя на то, как из республики бегут её жители: словно крысы с тонущего корабля. Новой республиканской власти надо добиваться нормального распределения финансовых потоков. 

Посмотрите, в США любой штат отдаёт в центр 11% дохода. У нас - большую часть. Как развиваться? Не надо пробивать нашу территорию в федеральные программы, а нужно иметь деньги на собственные проекты и осуществлять их. Сколько мы говорим о Белкомуре? И где этот Белкомур?

– Почему чиновники умеют только распределять финансовые потоки, то есть тушить очередные пожары? Неужели никто не в состоянии предвидеть развитие территорий и финансировать их?

– Это происходит потому, что ещё с 90-х годов и до сегодняшнего дня развитие страны и её ресурсы были направлены на обогащение верхушки. Мы стремимся догнать Америку по количеству миллиардеров и совершенно не заботимся о будущем страны и её населении. Поэтому сегодня по официальным данным разница в доходах между 10% богатых и 10% бедных в 17 раз. А многие экономисты считают, что и эта цифра занижена. На Западе же она - 6-8 раз.

Что касается того, что власть имущие не в состоянии предвидеть будущее, то можно утверждать, что и не стремятся - ведь на их век богатейших ресурсов России хватит.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Александр
    |
    16:58
    11.03.2016
    0
    +
    -
    Опять бегом в светлое советское прошлое?! Может среднему и высшему образованию внимательно посмотреть на себя, хотя бы в зеркало, и задать себе вопрос "Может не хотят учиться потому, что не тому и не так учим? И учим ли вообще?" Соотнести учебные планы и уровень преподавания с запросами тех, кто и для чего приходит учиться. Смешно слышать, как экономику в школе преподаёт человек, понятия не имеющий о реальных рыночных законах и механизмах, никогда в них лично не участвовавший; когда преподаватель факультета IT-технологий впадает в ступор после обновления на его рабочем компьютере программы до следующей версии и орущий благим матом на девочку из институтских инженеров, из своих же выпускников, обвиняя её попутно в неграмотности и некомпетентности, чтоб срочно исправила это безобразие. А посмотрев в зеркало, не пенять на него по понятным причинам, а начать с себя.
Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Стоит ли покупать на рынке картофель на посадку?
  2. Если собаку укусила лиса, опасно ли это?
  3. Заслуженный отдых. Кто имеет право выходить на пенсию раньше?

Будете ли вы принимать участие в общегородском субботнике?