11:51 09/03/2016 Татьяна Плоскова 1 526

Даром преподаватели. Почему молодёжь не хочет учиться?

Статья из газеты: АиФ-Коми № 10 09/03/2016

Интервью с известным печорским экономистом и преподавателем.

«Сегодня преподаватели аттестуют студентов, закрыв глаза на слабое знание предметов. Ситуация в системе подготовки специалистов трудная. И она не изменится до тех пор, пока чиновники не перестанут учить своих детей за границей», - считает известный печорский историк и экономист Константин Радьков.

Вуз по подготовке сантехников

– Константин Исакович, у вас за плечами 43 года преподавательской работы. Как, по-вашему, эволюционирует молодёжь? Что она представляет из себя, если смотреть на неё, исключив конфликт отцов и детей?

– Молодёжь, увы, становится хуже. И в основной массе состоит из агрессивных дикарей, которые любым способом хотят урвать деньги и обменять их на блага. Телевизионная пропаганда, знаете ли... Что касается интеллекта, то сегодняшние выпускники школ малообразованны, знания их не системные, а интереса к учёбе нет. Я начинал педагогическую работу в 70-е годы в сельских школах Подчерья и Каджерома. Тогда детей, заинтересованных в учении, было процентов 80. Сейчас - от силы 10. Остальные не хотят учиться ни платно, ни бесплатно. 

Досье
Константин Радьков родился в 1943 году. Окончил исторический факультет Ленинградского госуниверситета и Университет экономики и финансов по специальности «Экономист по экономической теории». Работал директором школ, инспектором и заведующим районо, преподавателем. В 2015 г. оставил работу.
Поясню. В своё время я работал в речном училище, план приёма в который на бюджетные места составлял 125 человек. И были годы, когда за неуспеваемость мы выгоняли по 80-90 учащихся со всех курсов. То есть почти весь набранный курс! Ребята не тянули, они знали: зачёт им поставят и так. И ставили, чтобы директор не получил нагоняй, потому что образование - система, где нижестоящий отчитывается перед вышестоящим. И двоечников держали до последнего.

Что уж говорить о коммерческих вузах. Если студент заплатил, то кто его отчислит?! Можно не ходить на занятия - и не ходят. Дайте диплом - и всё! Профессиональное образование превратилось в простую выдачу дипломов. За деньги.

Шаги для лечения

– Повернуть регресс вспять возможно?

– Заболевание общее, системное. И лечить нужно государственную систему, которая работает неэффективно. Мало требовать бесконечного совершенствования педагогов: образование - мост с двусторонним движением, где учитель и ученик идут навстречу друг другу. То есть, если я хочу научить, а студент учиться не желает, ничего не выйдет. Как заинтересовать студента?

Образованному платить минимум в 2 раза больше, чем необразованному. А сейчас монтажник окон зарабатывает больше иного человека с дипломом. Надо, чтобы чиновники учили своих детей только в российских вузах. И, наконец, в разы сократить вузы. Поголовное формальное высшее образование - зачем оно?

– Как-то администратор одной гостиницы мне не без гордости сказала, что у неё работают горничные с высшим образованием.

– Я 14 лет преподавал в Печорском филиале Московской академии водного транспорта. Готовили на платной основе только экономистов. Зачем их столько? И кем они работают? Один меняет окна, другой - сантехник, кто-то - в налоговой, многие - в банках, остальные - продавцы.

– Хотели выйти в люди - не вышло.

– Вот поэтому высшее образование не должно быть поголовным. А чтобы те, кто его получил, работали по специальности, надо восстановить систему распределения выпускников.  

Ничего себе

– Константин Исакович, вы экономист. Давайте обсудим экономическое положение республики.

– Об экономическом положении Коми можно судить глядя на то, как из республики бегут её жители: словно крысы с тонущего корабля. Новой республиканской власти надо добиваться нормального распределения финансовых потоков. 

Посмотрите, в США любой штат отдаёт в центр 11% дохода. У нас - большую часть. Как развиваться? Не надо пробивать нашу территорию в федеральные программы, а нужно иметь деньги на собственные проекты и осуществлять их. Сколько мы говорим о Белкомуре? И где этот Белкомур?

– Почему чиновники умеют только распределять финансовые потоки, то есть тушить очередные пожары? Неужели никто не в состоянии предвидеть развитие территорий и финансировать их?

– Это происходит потому, что ещё с 90-х годов и до сегодняшнего дня развитие страны и её ресурсы были направлены на обогащение верхушки. Мы стремимся догнать Америку по количеству миллиардеров и совершенно не заботимся о будущем страны и её населении. Поэтому сегодня по официальным данным разница в доходах между 10% богатых и 10% бедных в 17 раз. А многие экономисты считают, что и эта цифра занижена. На Западе же она - 6-8 раз.

Что касается того, что власть имущие не в состоянии предвидеть будущее, то можно утверждать, что и не стремятся - ведь на их век богатейших ресурсов России хватит.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Александр
    |
    16:58
    11.03.2016
    0
    +
    -
    Опять бегом в светлое советское прошлое?! Может среднему и высшему образованию внимательно посмотреть на себя, хотя бы в зеркало, и задать себе вопрос "Может не хотят учиться потому, что не тому и не так учим? И учим ли вообще?" Соотнести учебные планы и уровень преподавания с запросами тех, кто и для чего приходит учиться. Смешно слышать, как экономику в школе преподаёт человек, понятия не имеющий о реальных рыночных законах и механизмах, никогда в них лично не участвовавший; когда преподаватель факультета IT-технологий впадает в ступор после обновления на его рабочем компьютере программы до следующей версии и орущий благим матом на девочку из институтских инженеров, из своих же выпускников, обвиняя её попутно в неграмотности и некомпетентности, чтоб срочно исправила это безобразие. А посмотрев в зеркало, не пенять на него по понятным причинам, а начать с себя.
Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Когда пермяки смогут смотреть больше телеканалов?
  2. Как сделать варенье из рябины?
  3. Почему в Перми снова зацвели яблони?

Включили ли у вас дома отопление?