aif.ru counter

Прикамский задел. Есть такая профессия – Родину защищать

Вражеское нашествие заставило наших земляков, подавляющее большинство которых занималось сугубо мирными делами, взяться за оружие, освоить боевую технику.

Даже те, кто остались в тылу, после напряженного трудового дня шли на занятия всеобуча. И рвались на фронт. А уж там принимали экзамены на профессионализм по самой строгой мерке. Взять хотя бы автодело. Приходилось быть водителями-универсалами: техника-то была – от отечественных эмок с фанерными кабинами до американских студебекеров. Доставляя грузы в боевой обстановке, днем и ночью, в любую погоду, шоферы проявляли мужество и самоотверженность.

Не страшна нам бомбежка любая

Пермяк Василий Шемякин, исколесивший дороги от Сталинграда до Берлина, вспоминал об одной из многочисленных передряг, в которые ему довелось попасть: 

«Я вез снаряды. И какому-то немецкому асу захотелось поразвлечься – показать точность бомбометания. Стали мы с ним играть, как волк с зайцем: гоню, сколько позволяет скорость, то замедляю, то вправо, то влево. Расстрелял немец свой боезапас и улетел восвояси, а я дальше поехал. Приехал. Ребята знакомые – кто воды тащит, кто закурить сует. А я, как дикий, – не могу в себя прийти. Ребята машину разгружают, переглядываются. Наводчик там один был, Вахрамеев, пожилой уже солдат. «У тебя, Вася, зеркало есть?» – спрашивает. «Нет», – говорю. Нашли маленькое круглое зеркальце. Посмотрел – мои черные густые волосы стали совершенно белыми: поседел в тот рейс».

Ему вторит земляк Сергей Зайцев:

«Много раз оказывался в такой ситуации, когда с боеприпасами в кузове вынужден был лавировать, уходя от обстрелов и бомб, от преследования вражеских самолетов. Приходилось применять езду змейками, резкое торможение, больше чутьем угадывать, куда баранку крутануть, потому что свист снарядов и мин не слышен во время езды».

Это о них сложат песню «Эх, путь-дорожка фронтовая…». Это о них десятилетия спустя напишет поэт:

Крутясь под мессершмитами,

С руками перебитыми

Он гнал машину через грязь,

К баранке грудью привалясь.

И вновь заход стервятника,

И снова кровь на ватнике…

Но – триста штук,

за рядом ряд –

Заряд в заряд, снаряд в снаряд!

Им сквозь нарезы узкие

Врезаться в доты прусские…

«Порожняк» практически исключался. С передовой вывозили самое ценное – раненых товарищей. «Для эвакуации раненых в полной мере использовать обратные рейсы автотранспорта. По существующему положению водителей, вывезших 300 раненых, представлять к награждению медалью «За боевые заслуги», 600 – к ордену Красной Звезды» – гласит хранящийся в Центральном архиве Министерства обороны документ. А вот выдержка из выступления генерал-лейтенанта Николая Антипенко, начальника тыла Центрального фронта, на совещании в канун Курской битвы: «Водители пользуются питательными пунктами только в местах погрузки и разгрузки, не хотят терять время в пути, так как стремятся получить премию за своевременную доставку грузов». Да-да, награды наградами, но и материальный стимул не последнюю роль играл.

Воздадим должное и тем, кто буквально воскрешал избитые исстрелянные машины. Тому же Ивану Черепанову из Большой Сосновы, закончившему свой боевой путь в поверженной вражьей столице.

Из берлинских бункеров и руин еще выкуривали недобитков, а бесстрашные «водилы» уже выводили под одним из арочных сводов Рейхстага выше всех: «Мы привезли снаряды, бомбы и мины, разбившие это гнездо зверя! 73-й автополк СВГК…». И – в два ряда – подписи.

А этот выпал из гнезда

Люба, Шура, Тома, Дуся, Маша. Кто бы мог подумать в родных Березниках, что застенчивые девчата запросто смогут здоровенных мужиков пачками в деревянные шинели одевать. Их учили ползать по-пластунски, окапываться, маскироваться, а главное – без промаха стрелять из любого положения. И вот они снайперы.

Прибытие на фронт прикамских девчат враги ощутили почти сразу. Месяца не прошло, как у каждой было по пять-семь зарубок на прикладе.

«Помню, командир поставил мне и Маше Ковальчук задачу выследить и уничтожить немецкого снайпера, не дававшего нашим бойцам головы поднять, – рассказывает Тома, то есть кавалер многих боевых наград Тамара Шпак. – Мы выбрали удобную позицию, замаскировались и долго наблюдали за передним краем. Изучили каждый кустик, каждый бугорок, но ничего подозрительного не обнаружили. А выстрел был – боец вышел из строя. На второй день чуть свет мы снова вышли на охоту. Высмотрели все – немецкого снайпера обнаружить не удалось. Потом обратили внимание на группу деревьев. Там виднелись гнезда птиц. Гнезда как гнезда. Наступил полдень – и мы услышали выстрел… Мы решили одновременно пальнуть по гнезду и немедленно сменить позицию. Прицелились, выстрелили. Видим – с дерева свалился человек. Вскоре к убитому подполз другой фашист. Метким выстрелом Маша и его ухлопала».

Кому дым, кому огонь

Михаил Пономарев, уроженец д. Кошели, Ильинского р-на, до войны успел покрестьянствовать, поработать на заводе, послужить участковым милиционером на станции Пермь II. Война переквалифицировала его в командира отделения дегазации и дымомаскировки Краснознаменной Днепровской флотилии. Поставят бойцы дымовую завесу, сами – за автоматы и в бой. Каламбурили: «Нет дыма для наших без огня для врага». Особенно жарко пришлось в Пинске. Закрепившись в развалинах, за двое суток отбили 11 атак. Скупые строки наградных документов не нуждаются в комментариях: «В боях по захвату и расширению плацдармов благодаря умелым и настойчивым действиям сержанта Пономарева его отделение успешно выполнило поставленную задачу, уничтожив при этом три блиндажа, две пулеметные точки и до двадцати солдат и офицеров противника. <…> Прорвавшись в центр города, отделение Пономарева отвлекло на себя силы противника, что способствовало продвижению других подразделений».

Вернулся домой – все так и ахнули: на груди, среди других орденов-медалей, – звезда Героя Советского Союза.

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда построят перрон в аэропорту Перми?
  2. Зачем оформлять карту?
  3. Кто получит дополнительные баллы при поступлении?
  4. Несёт ли велосипедист ответственность за сбитого человека?
  5. Таблички на остановках заменят?
  6. Куда жаловаться на врачей?
Где вы проведёте летний отпуск?