Под стук колёс и залпов гром. Бронепоезда пермского производства

Труд металлургов и оружейников Прикамья плюс любовь к Родине и ненависть к врагу позволили нашим землякам создать грозную боевую технику, а воинам умело применять её.

У бронепоезда из Чусового было важное преимущество: корпус его защищала прочнейшая легированная сталь.
У бронепоезда из Чусового было важное преимущество: корпус его защищала прочнейшая легированная сталь. © / Из личного архива

«Молотовский рабочий»

Первый бронепоезд построили в Молотове (так тогда называлась Пермь) на паровозоремонтном заводе им. Шпагина ударными темпами - менее чем за месяц. Делали из того, что было под рукой: применяли «сырую», незакалённую сталь, ставили устаревшее вооружение. Личный состав пополнили за счёт железнодорожников и паровозоремонтников, причём брали только добровольцев. Командиром назначили тоже местного - старшего лейтенанта Василия Решетникова. Земляков с головы до ног одели всем миром. При расставании устроили митинг с вручением знамени и напутствием не посрамить чести рабочего Урала.

2 января 1942 года «Молотовский рабочий» отправился на фронт. В первых же боях бронепоезд получил серьёзные повреждения от снарядов, вдобавок попал под бомбёжку. Пришлось ему отправляться в тыл на ремонт. Корпус усилили дополнительными листами, добавили зенитные орудия и пулемёты.

Обновившись и накопив боевого опыта, молотовцы стали воевать куда более результативнее. Участвовали в Сталинградской битве, освобождении Ростова, Таганрога, Крыма. Отражали авианалёты, поддерживали наступающую пехоту. Однажды на побережье Азовского моря с кораблями противника даже дуэль выдержали. Подборка документов, хранящихся в Пермском краевом госархиве, знакомит нас с боевым путём бронепоезда, позволяет установить имена особенно отличившихся бойцов.

Два Александра

Следом за «Молотовским рабочим» вступили в строй более совершенные «Александр Невский» и «Александр Суворов», составившие 26-й бронедивизион. Сражаться им выпало на Воронежском, 3-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. Верили: их колея - прямиком до Берлина. Однако секретный приказ изменил направление на 180 градусов: 2 апреля дивизион отправился на Дальний Восток - предстояло разгромить японцев.

Зимой 1941-1942 гг. в Перми сформировали 44-й бронедивизион - это ещё два бронепоезда. Вскоре к ним присоединился третий, изготовленный в Чусовом. У него было важное преимущество: корпус его защищала прочнейшая легированная сталь. Ведь в городе был не только металлургический завод, но и хромовый рудник, на тот момент единственный в стране (другие остались на оккупированной территории. - Авт.).

Чусовской бронепоезд назвали «Щорс», второй получил имя «Котовский», третьему присвоили номер 19. И 29 апреля бронепоезда прибыли в Москву, где прошли испытания и дооборудование.

Комтехсостав чусовского бронепоезда «Щорс». В центре - командир - старший лейтенант (впоследствии капитан) Александр Гудков, удостоенный орденов Отечест­венной войны I и II степеней, Красной Звезды, медалей.
Комтехсостав чусовского бронепоезда «Щорс». В центре - командир - старший лейтенант (впоследствии капитан) Александр Гудков, удостоенный орденов Отечест­венной войны I и II степеней, Красной Звезды, медалей. Фото: Из личного архива

На фронт они пришли в самое тяжёлое время, когда немцы прорвались к Дону и Волге. Присоединённый к 40-й армии дивизион получил задачу - не допустить прорыва немецких войск на северо-восточную и восточную окраины Воронежа и прикрыть тылы от авианалётов. Вскоре бронепоезд № 19 был искорёжен в бою с вражескими танками под Моздоком. Да так, что восстановлению не подлежал. Оставшиеся два получили боевую задачу - охранять коммуникации на участке Валуйки - Купянск. Бронепоезда отразили более десяти авианалётов, подбив при этом 12 самолётов противника.

Архивный документ свидетельствует: «Щорс», имея задачу прикрыть станцию Валуйки, умело маневрировал огнём и колёсами, всегда неожиданно на подходе к станции встречал огнём вражескую авиацию, сбивал её с боевого курса. И она в беспорядке сбрасывала бомбы куда попало, не причиняя почти никакого ущерба станции».

Но досталось и самим. Так, «Котовский» получил несколько пробоин. Взрывом бомбы у «Щорса» повредило ходовую часть двух бронеплощадок, он сошёл с рельсов. Но в течение суток его восстановили и привели в боевую готовность.

Более основательно бронепоезда отремонтировали в тылу - на Канашском вагоноремонтном заводе. Одновременно с ремонтом провели и перевооружение составов, заменив орудия на более современные и мощные. Работы закончили к августу 1943 г., после чего дивизион перебросили на станцию Крюково, в резерв Ставки Верховного Главнокомандования. Задача была прежняя - обеспечивать противовоздушную оборону.

Неуловимые

Наши поезда продолжали сражаться. Февраль 1944 года. Прибалтика. Скрытно приблизившись к переднему краю немецкой обороны, пермяки произвели на неё несколько мощных огневых налётов и, совершив быстрый манёвр, избежали ответного удара. Судя по имеющимся материалам, в этих боях снова лидировал «Щорс»: подавил три важные цели, прикрыл огнём отход разведгруппы из траншей противника, в результате чего та взяла контрольного пленного и без потерь вернулась обратно.

А вот факты из донесения от 24 июня: «…Бронепоезда вели огонь по позициям противника, способствуя нашим частям в прорыве немецкой обороны. Уничтожили 2 пулемёта, 2 миномёта, два 75-миллиметровых орудия и до 50 солдат и офицеров, двух взяли в плен. Всего израсходовали 2400 снарядов».

Дальше дивизион двинулся по маршруту Витебск - Полоцк - Вильно - Шауляй - Димзас.

Поскольку неуловимые с земли «русише панцерцуген» серьёзно досаждали врагу, за ними началась настоящая охота с воздуха. 1 октября 1944 г. мессер сбросил на «Щорса» девять бомб; одна рванула чуть ли не в самой середине состава. Результат мог бы стать катастрофическим, однако прочнейшая уральская сталь выдержала и на этот раз. Обошлось схождением с рельсов зенитной платформы, отбитой бронёй нижнего борта четвёртой бронеплощадки, сорванным люком, повреждением пути, лёгким ранением одного из бойцов. Уже на следующий день бронепоезда своим ходом, по-прежнему являя грозную силу, вернулись на станцию Димзас.

Зимой 1944-1945 гг. дивизион участвовал в окружении и разгроме группировки немцев в знаменитом Курляндском котле. В том числе предотвратил попытку прорыва на участке Клауспуссен - Ягуттин.

Славная история

Советское командование высоко оценило участие наших бронепоездов в боях. Обратимся к статистике фронтовых рапортов:

«Ведя огонь с дистанции 800-1000 м прямой наводкой, бронепоезда подбили два танка и уничтожили сопровождавший их танковый десант. Подошедшие части 92-го стрелкового корпуса ликвидировали прорыв. В течение 10 - 14 января бронепоезда дивизиона ежедневно вели огонь по противнику, оказывая поддержку своей пехоте в районе Клауспуссен. Всего за это время уничтожили до 120 солдат и офицеров противника, 13 пулемётов, 4 блиндажа, 2 наблюдательных пункта, 2 танка, подавлен огонь нескольких артиллерийских и миномётных батарей».

И так будет продолжаться до победной весны.

Вскоре бронедивизионы расформировали, паровозы отправили в народное хозяйство, корпуса порезали и пустили в переплавку, вооружение - в арсеналы. А благодарная память осталась на мемориальных плитах станций Чусовская и Пермь II и в наших сердцах.

Фото: Коллаж АиФ/ Павел Нагорских

 


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Когда повысят пенсию?
  2. Как добиться замены лифта?
  3. Кто нужен на рынке труда в Пермском крае?

Боитесь ли вы отпускать детей в школу после ЧП на улице Крупской?