Лариса Садыкова 0 2994

Кино про баскетбол. Пермский актёр рассказал, как снимали «Движение вверх»

Авторы хранили в секрете информацию о будущем фильме, да так, что артисты уже на площадке впервые увидели сценарий и узнали, кто будет играть главные роли.

Чтобы снять эффектную картинку баскетбольных матчей, техники-операторы создали специальную камеру.
Чтобы снять эффектную картинку баскетбольных матчей, техники-операторы создали специальную камеру. © / Кадр из фильма

Выход российского фильма «Движение вверх» ожидаемо стал ярким событием. В первые дни 2018 года многие пермяки, желая попасть в кино на ближайший сеанс, слышали от кассира забытые слова «билетов нет».

Уже очевидно, кинолента о победе советских баскетболистов на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году стала ещё одним отечественным блокбастером. В фильме переплетены сюжетные линии, касающиеся и внешней и внутренней политики, присутствуют история любви одного из игроков команды и семейная драма главного тренера сборной. С одним из главных героев фильма, Сергеем Беловым, крепко связана история пермского баскетбола: с 1999 года он был главным тренером клуба «Урал-Грейт». Под его руководством пермяки дважды стали чемпионами России (в 2001 и 2002 годах).

Главные роли в фильме «Движение вверх» сыграли именитые российские актёры. Но оказалось, что вместе с Владимиром Машковым, Андреем Смоляковым, Александром Гармашом в фильме снялся и актёр из Краснокамска Василий Щипицын. Он исполнил роль Севы, доктора сборной СССР по баскетболу и сотрудника КГБ. О том, как проходили съёмки фильма о большом спорте, в материале «АиФ-Прикамье».

В условиях повышенной секретности

Лариса Садыкова, «АиФ-Прикамье»: Сняться в фильме такого масштаба – большой успех. Как вам удалось получить роль?

Василий Щипицын: Запуск этого проекта готовили года два, и за это время ассистенты главного режиссёра по подбору актёров несколько раз мне звонили и писали, приглашали на кинопробы, но из-за работы в театре и занятости в других проектах приехать не получалось. Всё это время я не знал, на съёмки какого именно фильма меня приглашают, кто будет делать это кино, а прислать сценарий отказывались. Потом, летом 2016 года, уже перед самым началом съёмок, снова позвонил помощник режиссёра. В этот раз я приехать смог, и был сильно удивлён, когда на пробах мне сказали, что предлагают сняться в фильме про баскетбол. Только тогда я узнал, что это будет фильм о знаменитом матче с США в финале Олимпийских игр в Мюнхене, но сам сюжет фильма по-прежнему был не известен.

- Почему не давали заранее почитать сценарий?

- Насколько я понял, это была мера предосторожности, связанная с соблюдением авторских прав, и сценарий просто не рассылали участникам проекта по электронной почте или носителях. И я, и многие другие актёры получили сценарий в распечатанном виде только на съёмочной площадке. Исключением были актёры, игравшие баскетболистов. Они начали готовиться к съёмкам за год до их начала, тренировались, и должны были понимать, что им предстоит, хотя сюжетные линии им тоже были не известны.

- То есть, вы согласились на роль, не понимая, что именно будет делать ваш персонаж?

- Более того, до начала съёмок я не знал даже, что главные роли будут играть Владимир Машков и Андрей Смоляков, и о том, что фильм делает продюсерский центр Никиты Михалкова. Такая секретность в российском кинематографе встречается очень редко, я сталкиваюсь с этим, по-моему, во второй раз в жизни.

- В результате кого вам пришлось играть?

- Мой персонаж - доктор сборной СССР по баскетболу. В отличие от большинства других героев фильма он вымышленный. Настоящий доктор, который в реальной жизни работал в команде, не служил в КГБ, и эта часть образа придумана для закрутки сюжетной линии. На протяжении фильма мой персонаж следил за баскетболистом, который согласно сценарию, планировал после олимпиады в Мюнхене не возвращаться в СССР, а остаться в Европе.

Актёр на съёмочной площадке фильма
Актёр на съёмочной площадке фильма "Движение вверх" с Владимиром Машковым и Андреем Смоляковым. Фото: Из личного архива/ Василий Щипицын

Факты и вымысел

- В одном из моментов фильма запомнилась шутка вашего персонажа при оказании помощи травмированному спортсмену. Увидев на вооружении команды СССР морально устаревший медицинский препарат, доктор команды-соперника предложил воспользоваться современным обезболивающим из своей аптечки. И тут Сева говорит: «Нет, спасибо, у нас анальгин есть»…

- Про анальгин – это шутка, которую я придумал на съёмках, и которую при монтаже включили в фильм. На самом деле тогда у нас обезболивали чем-то вроде лидокаина. Он хранился в стеклянной колбе (ампуле), которую доктор надламывал, и в течение нескольких секунд из неё выходил препарат, с помощью которого и замораживали травмированный сустав. Нам принесли настоящую, но уже использованную колбу. И, чтобы в фильме достоверно показать процесс заморозки, придумали целую систему трубочек, подключённых к колбе, которую прятали в рукаве моего костюма. В момент, когда я «вскрывал» ампулу, другой актёр, спрятавшийся под скамейкой, нажимал на баллончик, из которого в сложную систему трубок поступал такой же по действию, но уже современный медицинский препарат. В фильме видно, что это точно не аэрозоль, пар или дым: фрагменты заморозки не просто выглядят правдоподобно, но и сам препарат по-настоящему блокировал «боль» во время съёмки.

- Судя по скандалам, которые разразились ещё до выхода фильма, в сценарии есть много фактических расхождений с реальными обстоятельствами событий. И, говорят, под давлением родственников баскетболистов в фильме многое пришлось поменять. Конечный итог сильно отличается от сценарного варианта?

- Консультантом на съёмках был Иван Едешко, тот самый, который что сделал знаменитый выброс мяча через всю площадку в финале Олимпиады. Он внимательно следил за всем, что происходило на площадке, в некоторых эпизодах очень критично реагировал на художественный вымысел сценаристов.

Но художественному вымыслу место в фильме всё-таки нашлось, несмотря на то, что некоторые замечания корректировались ещё на этапе съёмок. И после монтажа тоже вносили изменения. Например, за полтора месяца до премьеры меня вызывали переозвучить фрагменты, где я называю фамилию главного тренера команды. Ведь фильм снимали про Владимира Кондрашина (играет Владимир Машков), но перед выходом авторы решили, что в фильме персонаж будет носить фамилию Гаранжин. Были и другие изменения, но на концепцию фильма они не повлияли.

На зависть женщинам

- За время съёмок успели полюбить баскетбол?

- Почти весь фильм снимали на одном из московских стадионов, и за три месяца съёмок мне, человеку, далёкому от спорта, баскетбол стал ближе. На площадке распорядок съёмочного дня максимально приближали к реальному, и я, как положено врачу команды, пользовался с «баскетболистами» одной раздевалкой. Так что, мне, наверно, многие барышни позавидовали бы: я почти три месяца провёл среди высоких, красивых, спортивных мужчин. Но в этом соседстве случались и курьёзы: каждый день после съёмок в душевой комнате мне приходилось буквально подпрыгивать, чтобы дотянуться до шампуня (ведь всё было оборудовано с учётом роста баскетболистов).

- Чем съёмки кино такого масштаба отличаются от производства рядовых фильмов?

- Конечно же, отличия есть. Меня, например, потрясла техническая сторона процесса съёмок. Вы, вероятно, заметили, что в фильме особенно привлекают кадры матчей, и я был поражён тем, как они снимались. На площадке работало сразу шесть камер, и каждая из них выполняла свою задачу.

Одна из них, камера-жук, летала по специально натянутым тросам, снимала баскетбольную площадку сверху. Её специально для съёмок этого фильма придумали и сделали техники-операторы, по-моему, из ВГИКа. Одновременно другая камера в виде машинки на радиоуправлении сновала по паркету площадки между ног баскетболистов. И даже была несколько раз сбита к ужасу оператора, который ею управлял с помощью пульта.

Ещё съёмочная бригада использовала видеокамеру «Фантом», которая умеет делать до 1200 кадров в секунду. Стандартная частота съёмки составляет 24 кадра в секунду, и когда такое видео просматриваешь замедленно, картинка словно скачет. В фильме же мы увидели очень эффектную и качественную картинку в замедленном режиме, которой добились как раз благодаря высокой частоте съёмки. Это очень впечатляет. 


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Что ожидает рубль и криптовалюты?
  2. Как сделать дубликат СНИЛС?
  3. Выплатят ли пособие по рождению первенца за предыдущие месяцы ?

Где вы планируете провести отпуск в этом году?