Шоу шепелявых. Почему всё больше детей нуждаются в помощи логопеда?

Учителя начальных классов хватаются за голову: что ни ребёнок – мечта логопеда. Всё больше прикамских дошколят имеют дефекты речи: кто «л» не выговаривает, кто «р», кто шепелявит, а кто и всё сразу.

Родители же с удивлением узнают, что милая картавость семилетнего чада – серьёзное отклонение, которое может помешать полноценно освоить школьную программу.

Живое общение

Есть десятки причин, почему ребёнок не может правильно произносить звуки. Например, будущая мама во время беременности переболела чем-то или употребляла алкоголь. Или во время родов произошли осложнения и даже травмы. У ребёнка может быть аномальное строение артикуляционного аппарата (прикус у него особенный). Также на будущую речь влияет, часто ли малыш до 3 лет болел инфекционно-вирусными заболеваниями. Неправильное дыхание, черепно-мозговые травмы и даже ухудшение экологической обстановки – всё в копилку дефектов речи.

«В нашей школьной театральной студии занимаются много ребят, и чуть ли не у половины речевые нарушения. Приходится прикладывать немалые усилия, чтобы исправить эти проблемы, – признаётся Ирина Мальцева, логопед, режиссёр и педагог дополнительного образования детской поэтической театр-студии «Живинка» (Горнозаводск). – Удивитесь, но одинаково плохо говорят как дети из асоциальных семей, так и из благополучных. В первом случае горе-родителям вообще безразлично обучение своего ребёнка. А во втором взрослые так заняты на работе, что нет ни времени, ни сил на разговоры дома. Малыш не получает необходимой порции эмоционально-речевого общения».

Про острую нехватку живого общения у детей говорит и пермский логопед Олеся Гричук.

«Читаете ли вы ребёнку книжки? Принято ли в вашей семье интересоваться, как прошёл день? Довольно часто я наблюдаю картину, как мамочки ведут ребёнка из садика, а при этом всю дорогу говорят по телефону. Или в транспорте, вместо того чтобы поиграть в словесные игры, например, «цепочка слов», дают своему малышу телефон,чтобы не приставал с расспросами. А в этом и таится опасность. Чем больше ребёнок «общается» с телевизором, телефоном, компьютером, тем сильнее тормозится его речевая активность. В таком цифровом общении маленький человек занимает пассивную позицию, только принимает информацию, а сам не может задать вопросов», – утверждает эксперт.

Фото: Коллаж АиФ

Казаки-разбойники

Сегодняшнее поколение родителей наверняка с ностальгией вспоминает своё детство, озорные дворовые игры. Казаки-разбойники, пятнашки, прятки…  Дружно, многолюдно, весело! Домой до ночи не загнать. А потом неизбежный родительский втык за бездумную трату времени. С позиции учёных подобные игры вовсе не бесполезное занятие.

«Через них ребёнок учился общению. Старшие дети обучали младших в игре. А что сегодня? Современные дети сидят у компьютеров, мало двигаются и мало разговаривают», – констатирует Олеся Сергеевна.

Перечислить все причины детской картавости, шепелявости и прочих речевых нарушений невозможно. Каждый ребёнок индивидуален, и только специалисты способны найти источник проблемы. К счастью, логопеды и врачи-неврологи утешают: внимание родителей и трудолюбие могут даже самого косноязычного малыша превратить в будущего оратора. 


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Кто получит выплату за первенца?
  2. Где снимут «Сердце Пармы»?
  3. Когда повысят пенсию?

Совершили ли вы первые платежи за капремонт?