Аркадий Константинов 0 397

Страдания «Урала». 100 лет тайне гибели первого камского теплохода

Первого не только на Каме и в России, но и в мире. Ведь до того теплоходы строили только грузовые, а он был пассажирским.

из архива краеведа Аркадия Константинова / Архивное фото

Трёхпалубное судно заказала на Коломенской судоверфи пермская фирма «Иван Любимовъ и К°». Весной 1911 годп, наречённое «Уралом», оно сошло со стапеля. А затем, пройдя полагающиеся испытания, отправилось в навигацию.

Надежды и разочарования

Интерес к новинке был большой. Реклама сулила «почтеннейшим господам пассажирам» при «весьма умеренных ценах» высокую скорость, повышенный комфорт, отличное меню.

Технические характеристики теплохода «Урал»
Корпус стальной клёпаный Длина корпуса по ватерлинии - 82,5 м Ширина корпуса по миделю – 8,5 м Грузоподъёмность – 500 т Вес – 521 т Осадка (гружёного) – 1,6 м Совокупная мощность двух дизельных двигателей – 800 лошадиных сил Движитель – два гребных колеса Скорость – 19 км/ч
19 июля под звуки духового оркестра белоснежный красавец отвалил от пермской пристани и взял курс на Нижний Новгород. Почти половина кают при этом осталась пустой. Хозяева не унывали, мол, скоро все убедятся в преимуществах их детища и валом повалят. Плюс значительная экономия на топливе. Переиграем конкурентов. Теплоход так и стал курсировать на самом востребованном направлении.

Увы, пассажиропоток не прирос. Причин тому оказалось предостаточно. Современники свидетельствовали о своих впечатлениях от плавания: «Выходить на палубу практически невозможно из-за сильного дыма и постоянного удушливого запаха горелой нефти. «Урал», несмотря на то, что был построен по типу колёсных легкопассажирских пароходов, проигрывает им в скорости хода. Хотя качка и вибрация поменьше, чем на пароходах, но на поворотах возникает опасный крен».

Свои претензии были и у команды, с трудом управлявшей сложными механизмами. Плюс выявились огрехи конструкции, включая неустойчивость. Вдобавок принципиально новый тип судна имел устаревающий к тому времени движитель – расположенные вдоль бортов гребные колёса, а не кормовой винт. Между прочим, выпущенный коломенцами год спустя теплоход «Инженер Корейво» оказался куда удачней, не говоря уже о двухвинтовом «Бородино».

Поломка следовала за поломкой, часто – в пути. Посему судно бесконечно ремонтировали. Хозяева не успевали подсчитывать убытки. То ли из-за отсутствия свободных средств, то ли разочаровавшись, они отозвали из Коломны заказ на второй теплоход.

В период Первой мировой войны, когда пассажирских перевозок поубавилось, совсем туго стало. Возили на теплоходе казённые грузы, солдат и даже скотом трюмы набивали.

Машинное отделение теплохода.
Машинное отделение теплохода. Фото: Архивное фото/ из архива краеведа Аркадия Константинова

Пылал как факел

То, что произошло 13 мая 1917 года (по старому стилю) до сих пор остаётся загадкой. «Урал», медленно выгребавший на середину Камы, вспыхнул и спустя считанные минуты, сильно накренившись, пошёл ко дну. Хорошо, что без пассажиров шёл и почти у берега. А вот из экипажа уцелели не все.

Из путеводителя за 1914 года:
«Акционерное Общество «Иванъ Любимовъ и К.». Пассажирское пароходство Н. Новгород - Казань - Пермь. Буксирное пароходство. Транспортировка грузов. Торговля солью и цементом».
Вот что на следующий день писал по этому поводу «Пермский вестник Временного правительства»: «Вчера, около 2 ч. дня, только что пришедший из Низу пароход акционерного об-ва «Ив. Любимов и К°» «Урал», высадив пассажиров, пошёл вверх - в Лёвшино - для нагрузки. Когда пароход шёл посреди Камы, приблизительно между Пермью и Мотовилихой, вдруг в машинном отделении произошёл сильнейший взрыв. Пламя с молниеносной быстротой охватило весь корпус парохода. Произошла полнейшая паника среди бывших людей на пароходе. <…> Пламя и дым душили людей, и все должны были спасаться, кто как мог, соскакивая с судна прямо в воду. На помощь утопленникам поспешили стоящие у пристани пароходы. Но вначале подойти к горящему пароходу почти не было возможности. Спасенные пострадавшие сообщают, что много погибло командного состава, а также и некоторые бывшие посторонние лица. Пострадавшим, доставленным на городскую пристань, оказана немедленно же медицинская помощь - был вызван доктор и скорая помощь. Подробности гибели не выяснены».

Случись подобное несколькими годами назад, резонанс был бы огромен. В насыщенном революционными событиями 17-м ограничилось парой газетных заметок. Потом всё вообще быльём поросло. Даже с годом катастрофы путаница: некоторые источники утверждают, что она произошла в 1916-м.

Об «Урале» вспомнили совсем недавно - в основном знатоки истории речного флота. Докопались до источников. К примеру, в Пермском краеведческом музее хранятся воспоминания Василия Васильевича Молодцова – местного старожила, краеведа. Среди прочего им упоминается следующее: «Вернувшись из дальнего рейса и высадив пассажиров, «Урал» отправился на разгрузку в Лёвшино. Вскоре после отплытия на нём возник пожар, и теплоход очень быстро сгорел на глазах у многих очевидцев. Объятый пламенем, он напоминал горящий факел. Его искорёженный остов долго виднелся на одной из отмелей правого берега».

До сих пор спорят о причинах катастрофы. Среди версий: диверсия; человеческий фактор (курение у двигателя или резервуара с горючим); взрыв - от сотрясения - баллонов со сжатым воздухом. Специалисты из Пермского филиала Волжского госуниверситета водного транспорта решительно отвергают таковые: «Причина пожара первоначально отнесена к взрыву дизелей, однако при дальнейшем обследовании комиссия установила, что все механизмы оказались невредимы - в целости баллоны со сжатым воздухом, цела цистерна с топливом».

Тогда что же?

Ближе всех к истине версия, согласно которой теплоход нарвался на снаряд орудия из числа изготовленных и испытываемых Мотовилихинским заводом. Стрельбы-то велись довольно часто. Забыли предупредить речников - и получай в борт болванку.

Потому и расследование проводили без особой огласки. Помалкивали судовладельцы, рассчитывавшие получить и страховку, и компенсацию от казны. Семьям пострадавших посулили пенсию. Наказать виновников просто не успели. Власть переменилась. Грянула Гражданская война.

Мало-мальски ценное с судна сняли. В середине двадцатых годов искорёженный корпус подняли и порезали на металл.

КСТАТИ
Ныне камские воды бороздит трёхпалубный круизный теплоход «Урал», построенный в 1958 году на судостроительной верфи «Матиес Тезен» (Германская Демократическая Республика).


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Погоду в Пермском крае испортил китайский спутник?
  2. Почему бульвар Гагарина стали ремонтировать одновременно с Северной дамбой?
  3. Как правильно пасынковать помидоры?

Готовы ли Вы взять ипотеку?