aif.ru counter
Ульяна Трескова 0 184

Манка, шпажки и 3D-печать. Семь секретов макета железной дороги

Ассоциация «Пермское общество любителей технического моделирования PaRMa-Modul уже шесть лет строит макет железной дороги. Участники ассоциации раскрыли несколько тайн своего макета. Подробности — в материале «АиФ-Прикамье».

Ульяна Трескова / АиФ

Модели поездов — мечта многих детей. А вот участники команды PaRMa-Modul не забросили своё хобби, даже когда повзрослели. В 2012 году они объединили свои усилия, чтобы собрать большой макет железной дороги.

Секрет 1. Строительством заняты 18 человек

«Макет — это силы, средства и время шести семей нашего города в двух поколениях, — рассказывает Александр Глушков. — Изначально это было увлечением детей 80-х годов, которое начиналось с гэдээровских наборов электрической железной дороги. Со временем у детей 80-х появились свои дети, и хобби получило новый виток».

У каждого в команде есть свои обязанности: кто-то отвечает за электронику, кто-то — за чертежи, кто-то — за программирование. Для управления движением поездов написана специальная программа, но моделисты предпочитают управлять вручную, чтобы проконтролировать, если вдруг состав сойдёт с рельсов. Постепенно к увлечению мужчин подключились и их жёны. В основном они занимаются ландшафтами и дизайном.

Поезда двигаются, как настоящие.
Поезда двигаются, как настоящие. Фото: АиФ/ Ульяна Трескова

Секрет 2. Поезд едет сам под собой

Самые новые модули макета имеют спиральный спуск. Поезд во время движения скрывается в тоннеле и спускается по спирали на нижний уровень.

«На создание этой части потратили год, — говорит Илья Сумароков. — Мы решили сделать такой спуск, так как это одна из самых интересных вещей на железной дороге. В Европе таких участков путей много. В России меньше, но всё же есть. Например, в Краснодарском крае».

Секрет 3. При строительстве макета иногда приходится использовать непредсказуемые материалы

Чтобы макет получился красивым и правдоподобным, моделисты пользуются не только покупными миниатюрными фонарями, искусственной травой, пластмассовыми домиками. Чтобы сделать деревянный фонарь, который можно встретить в деревнях, участники PaRMa-Modul использовали деревянные шпажки для шашлыков.

Забор около железнодорожных путей напечатан на 3D-принтере, а на один из самых больших модулей ушло 60 килограммов медицинского гипса — из него сделаны холмы.

«Достаточно сложно сделать макет дерева. У каждого свои хитрости, и секретами не делятся», — говорят участники ассоциации.

Самые необычные материалы, которыми пришлось воспользоваться, — манная каша и чай. Из этой смеси сделали замок, который моделисты заказывали у известного пермского кукольного мастера Натальи Кербиль.

Моделисты с точностью воспроизводят не только пути, но и ландшафт.
Моделисты с точностью воспроизводят не только пути, но и ландшафт. Фото: АиФ/ Ульяна Трескова

Секрет 4. Модели поездов соответствуют прототипам

Модели локомотивов и вагонов, которые есть у команды PaRMa-Modul, выпускаются в соотношении 1:87. Уход за моделями нужен практически такой же, как за прототипами, хотя в отличие от настоящих они отливаются из смолы или пластмассы.

 «С виду — игрушка, с которой можно бесконечно играть. Но нет, — говорит Александр Глушков. — У каждой модели есть свой регламент обслуживания, есть технологическая карта, приложенная производителем, по которой нужно в определённый период менять смазку в редукторах, чистить электрические контакты на токосъёмах, колёса и рельсы».

«Мы вынуждены дорабатывать, вынуждены перекрашивать, — говорит Илья Сумароков. — Например, фирменный поезд «Кама» не выпускает ни один производитель. Пришлось перекрашивать китайский состав. Специалист сразу обратит внимание, что у вагона на одно окно больше, чем у настоящей «Камы». Технически модели постоянно переделываются, ремонтируются. Текущий ремонт производится регулярно».

Самый большой состав, который запускали участники PaRMa-Modul, состоял из 22 пассажирских и около 50 грузовых вагонов. Но такой длинный состав можно запустить только по ровной поверхности.

«Есть разные локомотивы, — поясняет Илья Сумароков. — Нужно знать физические характеристики и правильно собрать состав. У локомотивов разный вес, в среднем — 700 граммов. На поворотах вагоны сильнее дёргаются, этого могут не выдержать сцепки, и состав сойдет с рельс. В реальной жизни всё точно так же. Никто не поставит впереди пустые вагоны, а следом загруженные».

Секрет 5. Важны не только поезда, но и окружение

На нескольких вагонах перевозятся модели машинок. Участники группы отмечают, что каждый автомобиль покупался отдельно, а не шёл в комплекте с вагоном.

«Машинки являются не просто игрушкой. Это модели реальных автомобилей, — поясняет Александр Глушков. — Они выкрашены в той же цветовой гамме, имеют те же самые надписи, что и прототипы. Все они имеют артикулы и лицензии».

В макет нужно всматриваться, иначе легко упустить детали. На нём есть тупик, в котором стоит старый сломанный вагон. Некоторое время назад модель вышла из строя, починить не удалось, и вагон превратился в декорацию. Его состарили, раскрасили под ржавчину, на окна наклеили плёнку от смартфона так, чтобы получились трещины. А на боку, под окнами, Александр Глушков-младший написал признание в любви к своей жене на немецком языке.

Вагон специально состарили.
Вагон специально состарили. Фото: АиФ/ Ульяна Трескова

Секрет 6. Приходится многому учиться

В команде нет железнодорожников, поэтому строителям макета приходится постигать искусство укладки путей и возведения ландшафтов самостоятельно. Для чертежей используют специальные программы для составления макетов.

«Приходится изучать очень многое, — говорит Илья Сумароков. — По основному месту работы мы не железнодорожники. Пришлось изучать дизайн, построение чертежей. Но современное программное обеспечение нам в этом помогает».

Важно знать и то, как правильно собрать электрическую сеть. На рельсы подаётся напряжение. В каждом локомотиве есть декодер, который принимает сигнал, который подаётся именно к этому локомотиву. С помощью пульта оператор подаёт определённый сигнал, и локомотив начинает движение. Либо в составе включается свет, либо поднимаются пантографы (усы-токоприёмники у поездов, трамваев, троллейбусов; в моделях они выполняют лишь декоративную роль), либо включается звук. Пермские моделисты отмечают, что все звуки — стук колёс, гудки, голоса — записываются с настоящих прототипов.

Секрет 7. На макете появится веерное депо

«Планируем сделать веерное депо, — делится ближайшими планами Илья Сумароков. — Это одна из самых зрелищных частей любого макета: в депо сразу будет видно много локомотивов. Но проект стоит немало: бюджет — 200 тысяч рублей. Мы ищем спонсора, чтобы реализовать эту идею».

Макет можно увидеть во время городских мероприятий и выставок. Одна из них недавно завершилась. Но для желающих проводят индивидуальные показы по предварительной записи.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Когда подавать показания счётчиков на воду в Перми в декабре?
  2. Платить ли пермякам за лыжи в электричке?
  3. Что такое внебольничная пневмония?

Где проведёте новогодние каникулы?