Вера Шуваева 0 297

Анатолий Ташкинов: «На посту ректора – как в пожарной части»

Ректор пермского политехнического университета получил Строгановскую премию «За выдающиеся достижения в науке и технике». Профессор поделился мыслями о приёмной кампании в вузе, Нобелевской премии и счастье.

Анатолий Ташкинов считает, что сегодняшний мир стал более свободным, открытым, даёт более широкие возможности каждому человеку.
Анатолий Ташкинов считает, что сегодняшний мир стал более свободным, открытым, даёт более широкие возможности каждому человеку. © / Вера Шуваева / АиФ

«Это миф, что высшее образование стало исключительно платным. У нас масса бюджетных мест, и наша задача – повысить качество приёма на них», – говорит ректор ПНИПУ.

Строгановскую премию в номинации «За выдающиеся достижения в науке и технике» получил в этом году ректор Пермского национального исследовательского политехнического университета Анатолий Ташкинов. О том, как уживаются в его жизни наука и руководство вузом, что радует в нынешних студентах и чем ценно сегодняшнее время, он рассказал корреспонденту «АиФ-Прикамье».

По системе Физтеха

Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: Анатолий Александрович, можете назвать другое событие из вашей жизни, подарившее такие же эмоции, как недавнее получение Строгановки?

Анатолий Ташкинов: Я впервые участвовал и в съезде Пермского землячества, и в церемонии вручения этой премии. Восхищён организацией. Ничего подобного раньше не испытывал. Были благодарственные письма губернатора, министерства. Но здесь – признание от имени всех земляков!

– А какие события из жизни политеха за семь лет, что вы его возглавляете, для вуза, на ваш взгляд, самые важные?

– Во-первых, в прошлом году наш университет вошёл в число девятнадцати образовательных учреждений, которым Правительство РФ дало право самостоятельно присуждать учёные степени. Во-вторых, Пермский политех уже трижды, в том числе в 2017-м, занимал лидирующие позиции среди самых востребованных инженерных вузов России. Ну и открытие нового общежития для студентов и преподавателей тоже стало событием очень важным.

– Представьте себе ситуацию: тот юноша, которым были вы в 1973 году, когда впервые переступили порог политеха, встречает вдруг вас сегодняшнего. Как думаете, что он скажет, чему больше всего удивится?

– От удивления он просто рот откроет! А скажет, скорее всего: «Ректор? С какой стати?!» Его меньше удивит, думаю, что я стал преподавателем, профессором, говоря высоким слогом – учёным. Я же и в политех поступал на соответствующую специальность – «Динамика и прочность машин». Её в своё время открыл профессор Поздеев, и именно здесь впервые в регионе была реализована физтеховская система подготовки кадров. То есть нас в большей степени готовили для занятий наукой. Так, в группе, в которой я учился, из 18 человек, окончивших институт, сегодня три доктора наук и семь кандидатов.

Математика и кролики

– Что сложнее: быть хорошим учёным или хорошим ректором?

– Для меня сегодня – ректором. В науке ситуация более стабильная: есть определённые задачи, которые прежде всего ставишь себе сам. А тут – как в пожарной части! Поступает сигнал – и надо тотчас реагировать. Причём так, чтобы всему университету было понятно и чтобы это стало импульсом для движения вперёд.

– Как нынешний тренд на подготовку инженеров сказывается на конкурсах в университет?

– Такой тренд существует, но развитие в этом направлении идёт не так быстро. По итогам приёмных кампаний СМИ ежегодно публикуют перечень наиболее востребованных специальностей, и инженерных среди них, к сожалению, немного. Тем не менее конкурс в наш вуз растёт. В прошлом году, например, самый высокий средний балл ЕГЭ в политехе был около 80. Это на специальностях «Прикладная математика и информатика», «Биотехнология» и «Авиадвигатели». Надеюсь, нынче будет не меньше.

– В чём главное отличие сегодняшних студентов от студентов вашего поколения?

– В наше время не было такой дифференциации в самом подходе к получению образования. Сейчас она огромная. Есть ребята, которые мало заинтересованы в результатах обучения, и есть очень мотивированные. Вот они-то гораздо более информированны, более открыты, у них отчасти даже другое мировоззрение, чем было у нас. Безусловно, это связано с новыми источниками информации. Мы же вообще никаких научных контактов с заграницей не имели – Пермь была закрытым городом.

– Да и предпринимательство тогда было не в чести.

– По сути, его и не было. И это, считаю, наша беда. А сейчас в вузе проходят конкурсы инновационных студенческих проектов, в которых ребята, обучающиеся, к примеру, на «Прикладной математике и информатике», представляют проект… по кроликоведческой ферме! Казалось бы, какая связь? Но они её нашли и применили свои знания. Кстати, в университете есть специальная программа для развития предпринимальских навыков, и студенты могут выбирать для себя нужный курс.

Жизненный сопромат

– Вам комфортно в этом времени?

– Как учёному – не очень. Несмотря на то, что информационное поле расширилось по сравнению с советскими временами, работа учёного тогда ценилась выше. Но как гражданин не могу не признать: сегодняшний мир стал более свободным, открытым, даёт более широкие возможности каждому человеку. И это для меня большая ценность.

– Про сопромат, который вы, конечно же, изучали в вузе, сложено немало баек. А что в жизни оказало вам наибольшее сопротивление, что далось труднее всего?

– (Долгая пауза.) Да вроде бы такого не было, хотя, бесспорно, ситуации возникали разные. Трудно представить человека, который всю жизнь счастлив. Но счастье, по-моему, – это момент. И таких моментов у меня было много.

– Назовите три главных…

– Всё, что связано с семьёй, – это первое: у меня отличная жена, очень хорошие, с моей точки зрения, дети, внуку уже 9 месяцев! Второе – научное признание, защита кандидатской и докторской диссертаций. А третье – Строгановская премия.

– Признайтесь честно: о Нобелевке мечтаете?

– Нет. (Смеётся.) Имейте в виду, что это не сиюминутное признание. Людям порой присуждают Нобелевскую премию через 20 лет после полученного научного результата. Да и Строгановскую – не сразу. Я 40 лет занимаюсь композиционными материалами. Это моя научная стезя. Но тут я чувствую, что у меня есть какие-то заделы, а вот на Нобелевку – пока точно нет. Могу лишь аплодировать тем, кто её получает.

Досье
Анатолий Ташкинов. Родился в 1955 г. в Свердловской обл. Окончил ППИ с отличием в 1979 г. В 1978-1987 гг. работал в Институте механики сплошных сред УрО РАН. С 1988 г. – в ПНИПУ, в 2011 г. стал его ректором. Профессор, доктор физико-математических наук. Автор более 300 научных работ, в том числе 11 монографий.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Зачем в Перми Центр компетенций в области робототехники?
  2. Что делать с горькими огурцами?
  3. Сколько можно съесть грибов?

Совершили ли вы первые платежи за капремонт?