aif.ru counter

Гений географии. Михаил Селюгин дважды завоевал медали на мировой олимпиаде

Все материалы сюжета Выпускнику-2019

Выпускник пермской школы №146 рассказал, как лучше готовиться к ЕГЭ и почему он выбрал физтех, а не географический факультет.

Михаил Селюгин - в гостях у редакции
Михаил Селюгин - в гостях у редакции "АиФ-Прикамье". © / Александр Переверзев / АиФ

В детстве бабушка расстилала Мише Селюгину на полу большую политическую карту, и он с большим интересом изучал её. Когда он чуть подрос, то часто играл с бабушкой в города.

Досье
Михаил Селюгин. Родился в Перми 28 сентября 2000 г. Окончил школу № 146. Студент Московского физико-технического института.
«В шесть лет у меня возник амбициозный план составить список всех городов, чтобы не проигрывать. Но он провалился: я дошёл до Алжира и понял, что это нереально», – смеётся Михаил Селюгин.

А ещё ему всегда нравилось слушать рассказы папы о мор­ских путешествиях: в своё время его отец работал радистом на торговом судне и побывал во многих европейских странах.

Возможно, отсюда истоки любви к географии, которые привели его к двум бронзовым медалям на Международных олимпиадах iGeo. Вторую медаль с форума лучших молодых географов мира выпускник пермской школы № 146 привёз из Канады в августе этого года.

Культурный прицел

Александр Переверзев, «АиФ-Прикамье»: Михаил, в каком формате проходит международная олимпиада по географии? Какие задания вы выполняли в Квебеке?

Михаил Селюгин: Олимпиада состоит из трёх туров. Первый – теоретический. Второй – практический, включает в себя два задания. На нём мы проводили полевые наблюдения, после чего делали их камеральную обработку. И, наконец, мультимедиа-тест. Всё очень интенсивно и динамично: все четыре дня выполняли задания. На всероссийской олимпиаде всё-таки меньше туров и длится она дольше. На теоретическом туре решали задачи на глобальные темы. Обратил внимание, что в этом году большинство из них касалось развивающихся стран, Африки. Но мне больше всего запомнилось задание по поводу сервиса по аренде жилья Airbnb: нужно было проанализировать, какое социальное и экономическое влияние он оказывает на жизнь Барселоны.

– Что делали на практическом туре?

– Во второй день олимпиады нас вывезли к эстуарию (от лат. aestuarium – затопляемое устье реки) Святого Лаврентия. Нужно было составить аннотированную карту человеческого вмешательства, после чего подготовить план развития территории эстуария: где нужно укрепить берег, сделать смотровые площадки, проложить тропинки и т. д. За эти выноски (аннотированные карточки. – Авт.) давали самые большие баллы. И здесь преимущество, конечно, было у школьников из англоязычных стран. Всё-таки географический английский язык – очень специфический.

После обеда практический тур продолжился. Мы посетили городок Бэ-Сен-Поль, где изучали его культурное наследие: собирали информацию о галереях, памятниках, мемориальных досках и т. д. Всё это также надо было нанести на карту и в выносках к каждой точке описать, что представляет интерес для туристов, как можно развивать и расширять территорию культурного заповедника, повысить интерес к тем или иным объектам, которые сегодня по каким-то причинам не пользуются популярностью. Это своего рода культурная география.

- Получается, что на олимпиаде проверяли не только и даже не столько сугубо географические знания?

- Да, в какой степени. Конечно, подразумевается, что участник должен обладать хорошими знаниями по географии. Но задания были намного шире, направлены на проверку, как ты умеешь мыслить, анализировать те и иные процессы, используя географическую базу. На мультимедиа-тесте даже было такое любопытное задание: даны карта города и ускоренная видеосъёмка движения велосипедиста. Нужно было посмотреть видео и потом на карте максимально точно нанести его маршрут движения и указать конечную точку прибытия. 

Задания были направлены на проверку, как ты умеешь мыслить, анализировать те и иные процессы, используя географическую базу.
Задания на международной олимпиаде были направлены на проверку, как ты умеешь мыслить, анализировать те и иные процессы, используя географическую базу. Фото: Из личного архива

- Английский специально подтягивал к международным олимпиадам?

- Нас на сборах серьёзно готовили. Тренеры давали много специальных географических терминов. И с репетитором тоже занимался.

- С участниками из других стран общались или только с ребятами из российской сборной?

- У нас хорошие отношения с ребятами из стран бывшего СССР, Польши. Со многими знаком ещё с прошлой международной олимпиады. К тому же в июне ездил ещё и на Балтийскую олимпиаду по географии. Прекрасно к нам относятся сербы. В этот раз познакомился, например, с сербом Филипом из Боснии и Герцеговины. Он знает наш язык и сразу же попросил говорить с ним только по-русски: «Хочу подтянуть ваш язык. Когда ещё удастся пообщаться с русскими». Все участники на олимпиаде хорошо друг к другу относятся.

Люблю баскетбол

– Дважды бронзовый призёр Международной олимпиады по географии. Победитель региональной по математике, призёр – по физике. В этом году ещё и выиграл очный этап физико-математической олимпиады «Физтех», которую в крае проводил МФТИ. ЕГЭ по математике сдал на 100 баллов, по русскому языку – на 96 баллов. Михаил, на поспать время-то оставалось в этом году?

– Оставалось. (Улыбается.) И даже с друзьями успевал встречаться. Не скажу, что я ботаник. У меня много друзей как из 146-й, так и из 2-й гимназии, где учился до седьмого класса. Обожаю баскетбол: с шестого класса занимаюсь им. Играл за сборную 146-й школы. В 11-м классе, конечно, не получалось уже регулярно тренироваться, но побросать мяч в кольцо или поиграть в футбол с друзьями на площадке время находил.

– Но говорят, что ребята, участвующие в международных олимпиадах, сродни спортсменам: нужны многочасовые тренировки.

– На командных сборах перед олимпиадами, конечно, интенсивно занимаемся – по восемь часов. В обычное время не сказал бы, что всецело уделял внимание географии и чтению специализированной литературы. У нас в школе сильный преподаватель географии Екатерина Охотникова. Команду Пермского края хорошо готовит Мария Иванова из ПГНИУ. Их заслуга в моих успехах велика. Причём Екатерина Геннадьевна много даёт информации в рамках урока. Помню, как-то на сборах было задание рассказать про крупнейшие ГЭС на разных материках. Говорю: «Мы в школе это изучали». Москвичи даже удивились: «В школе? Мы такие темы на факультативе при подготовке к олимпиаде узнаём». А ведь это же школьная программа! И если её давать на уроках так же тщательно, с дополнениями и акцентами, как это делает Екатерина Геннадьевна, то можно хорошо знать географию. И к ЕГЭ тоже можно так подготовиться и сдавать без специальных натаскиваний.

– Это как?

– Качественно осваивать школьную программу. Если всё время уделять внимание учёбе, планомерно изучать предмет, а не только перед ЕГЭ, то получишь более фундаментальное образование. Ребята из других школ говорили, что они в 11-м классе только к ЕГЭ готовились. А мы, например, по математике и физике три четверти изучали программу 11-го класса. И только в последней четверти стали готовиться к ЕГЭ. Такого подхода придерживаются мои учителя по математике и физике Ольга Чичагова и Александр Чиклин. Считаю, что неправильно натаскивать на ЕГЭ. Другое дело, что сам экзамен – большой стресс для ребят, от результатов которого зависит их судьба, куда они поступят. А тут ещё нагнетается атмосфера: досмотр на входе, металлоискатели, камеры повсюду – почти как в тюрьме. Не знаю, имеет ли смысл такая тотальная слежка? Кому надо – всё равно могут пронести шпаргалки с собой.

Мне было проще – принимали без результатов экзаменов в любой вуз страны (как победителя олимпиады «Физтех». – Авт.). Поэтому сдавал ЕГЭ без нервов и волнений.

1 сентября Михаил Селюгин (четвёртый слева в первом ряду) вместе с другими победителями международных олимпиад встретился с Владимиром Путиным в образовательном центре «Сириус» (Сочи)
1 сентября Михаил Селюгин (четвёртый слева в первом ряду) вместе с другими победителями международных олимпиад встретился с Владимиром Путиным в образовательном центре «Сириус» (Сочи) Фото: kremlin.ru

День без Интернета

- Соцсети много времени отнимают или ты к ним равнодушен?

- Отнимают! Уже когда вернулся из Канады, предложил друзьям такой челлендж - отказаться на целый день от Интернета. Согласился один мой друг. В итоге спокойно пережил сутки без соцсетей. Вечером вместо листания ленты новостей «ВКонтакте» почитал «Доктора Живаго». 

- Какую художественную литературу предпочитаешь?

- Разную. Обычно читаю несколько книг. Сейчас наряду с романом Бориса Пастернака читаю «Махно» Михаила Веллера. У Веллера интересный слог, увлекательно пишет. Из школьной программы с удовольствием прочитал «Войну и мир». Понравилось «Преступление и наказание» - отличный психологический триллер! Из современных писателей нравится наш Алексей Иванов. «Сердце Пармы» - одна из самых любимых моих книг.

- А «Географ глобус пропил»?

- Не читал, но смотрел спектакль Театра-Театра по этой книге. У Иванова люблю читать исторические произведения. В них даже бытовые детали из прошлого кажутся интересными в силу своей нестандартности. А вот когда читаешь его романы о нашем времени, то эта бытовуха тяжеловато идёт. Да, Иванов мастерски описывает и всесторонне показывает разные стороны жизни. Но когда ты и так это видишь в реальной жизни, то читать не так интересно. 

Михаил два года подряд завоевал бронзу на международной олимпиаде.
Михаил два года подряд завоевал бронзу на международной олимпиаде. Фото: Из личного архива

Поучиться на Западе

– Долго выбирал между МГУ и МФТИ?

– Сначала склонялся к географическому факультету МГУ. Но потом решил всё-таки учиться на факультете управления и прикладной математики МФТИ. Кроме меня в этот вуз поступили ещё семь выпускников нашей школы. Решили с папой, что в физтехе получу более фундаментальное образование и востребованную профессию. Хотелось бы после бакалавриата продолжить обучение в западном вузе – например, в США или Швейцарии. Но пока сильно вперёд не загадываю: там видно будет, пойти в науку или работать по специальности. 

- В Пермь потом не планируешь вернуться?

- Вряд ли.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Где в Перми можно приобрести георгиевскую ленточку?
  2. Как перевозить собаку в машине?
  3. Можно ли поставить двухметровый забор на участке?
  4. Почему плату за вывоз мусора в Перми начисляют за квадратный метр?
  5. За какую теплицу нужно платить налог?
  6. Какие дороги перекроют в Перми 1 мая?
Объединять ли школы в Перми?